Способы и методы по развитию мышления — всё о копирайтинге

Методы мышления, или Как думать, чтобы придумать? — Психологос

Когда мы ищем решение, мы можем воспользоваться либо быстрым мышлением, либо медленным. Эти названия предложил Даниэль Канеман, лауреат Нобелевской премии.

В быстрое мышление он включил все то, что к нам приходит само и мгновенно: инсайт, интуиция, узнавание… Иногда это называют чуйка или сообразительность.

А медленное мышление — это дискурсивное, развернутое мышление, и чаще это про анализ и вдумчивость. Не про сообразительность, а про умение думать.

Понятно, что в реальности эти способы часто используются вместе, чередуясь и дополняя друг друга, однако кто-то чаще делает акцент на быстрые подсказки интуиции и сообразительность, а кто-то — на неторопясь и внимательно обдумать.

Использования БЫСТРОГО МЫШЛЕНИЯ:

Мозговой штурм: группа кидает возможно большее число любых в том числе самых дурацких идей, пока вдруг в этом потоке не появляется случайным образом то, что само собой окажется решением.

Интуитивный способ — просто слушаю себя, свои чувства пытаюсь понять, как поступлю в этой ситуации в результате. Сюда же Метод перебора вариантов — запись всех возможных вариантов и интуитивный выбор лучшего.

Визуальный способ — рассматриваю свою ситуацию, фантазирую возможные сценарии и таким образом ищу возможности… Вариант — задав вопрос, жду появления ответов в своем сознании.

Метод закрывания глаз — попытаюсь вообще не решать никак проблему. Вариант этого — загружаю проблему в себя и жду, когда решение всплывет само.

В сериале «Доктор Хаус» доктор решал сложную задачку с пациентом. Что он делал? Он брал и просто сидел, брал мячик и в течении 15 минут или полчаса, кидал — кидал, а глаза никакие, кидал — кидал.

Это создает фон возбуждения, которое физиологически способствует процессу мышления. Вместо мячика здесь может быть женщина, будет женское ля — ля — ля.

Небольшой шум, женское ля-ля полезно для мужского мышления.

Блондиночный: смотреть на условие задачи, пока ответ не всплывет в голове. Блондиночный 2 — когда, например в шахматах все ходы равнозначны, полный ступор, а время идет и надо как то ходить. Делается случайный ход — с закрытыми глазами и болтающейся рукой берется любая фигура и куда то передвигается.

«А вот еще соображение»: вместо того, чтобы думать, то есть анализировать проблему, человек начинает добавлять к существующей информации новые и новые соображения. Расчет на то, что рано или поздно из этого вдруг «всё сложится» и вдруг появится решение.

— Коллеги, вот актуальные гонорары ведущих (ссылка). Всё ли разумно? Если есть предложения, готов обсудить.

— Пишу на всякий случай, вдруг пригодится: очных понедельничных Дистанций в этом полугодии 17. Это 17 Х 3 = 51 час. Увеличение зарплаты преподавателя Дистанции на 1 тысячу в час автоматом дает 51 тысячу за полугодие (до Нового года). Так? Дальше можно примерять — кому и на сколько можно менять зарплату».

Оценка — это лучше, чем беспомощные жалобы, но слабее аналитического думания. Можно сочетать: если думание не помогает, делаем паузу и включаем «А вот ещё соображение» — возможно появление видения.

ГРУБАЯ ОШИБКА: кидать новые дополнительные соображения, когда идет процесс аналитического думания. Новые дополнительные соображения нуждаются также в непростой обработке, поэтому вместо облегчения решения работы только добавляется.

Необработанные соображения оказываются не помощью, а отвлекающим мусором.

Метод поиска причины для следствия, стимула для реакции

Карточный метод — продумывания только самого ближнего хода, потому что неизвестно, что выпадет — решение проблем по мере поступления.

Прецедентный — вспоминаются все подобные случаи из рассказов, кино, книг, из жизни

Исследовательский — При изучении новой программы изменяю по очереди положение регулировок и смотрю, что произойдет

В фильмах боевик знает, как думают другие. Если другие друзья, то поступает в соответствии и их ожиданиями, если враги, то ставит ловушку

Прием челночного движения — от абстрактного к конкретному и назад….

Комплект приемов есть в ТРИЗ-е и околотризовской лит-ре.

Способы думать

Аналитическое думание — раскладывание проблемы на части, а далее для каждой части визуально-интуитивный или опять аналитический

Думать можно представляя, рассуждая и воображая.

— Давайте подумаем: если это так, то…

Это пример рассуждения, и рассуждение является частью думания.

Как это — думать? Шаги обдумывания

Думать — это представлять себя в тех условиях, в которых тебе предстоит решить жизненную задачу.

Если развернуть это до шагов думания, то это представление следующих образов:

  • образ того, что ты хочешь достичь (цель, мечта, потребное будущее);
  • образ мира. В данном случае суженный, поскольку для решения задачи достаточно иметь образ условий задачи;
  • образ себя, чтобы можно было его в этом образе задачи поводить;
  • образ действия. Точнее, множество образов действия, из которых и нужно выбрать лучший;
  • образы правил, известных на основе собственного опыта или опыта умных людей;
  • образы возможных последствий, чтобы можно было вынести суждение о том, как же решать эту задачу, и тем завершить думание и перейти к действию.

Метод 5-и ступеней — формулировка нужды, доступная информация, рассмотрение возможностей, выбор наиболее перспективного, распоряжение

Ну, а один из самых надежных методов — это Спроси у умных людей. Для этого есть Справочники, есть эксперты, а когда-то это метод Спроси у папы. А что? Если папа рядом, спроси. Если папы нет — представь, что он рядом с тобой, и так же спроси его мнение. Как правило, ты поймешь, что он скажет. Может, так и вправду стоит сделать?

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/metody-myshleniyazpt-ili-kak-dumatzpt-chtoby-pridumat-vop-zn-

Вопрос. Общее представление о мышлении. Виды мышелния и их харакеристика. Формы и способы(методы мышления), операции мышления. Развитие мышления

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5Следующая ⇒

Мышление— это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

Если выразиться короче, то можно сказать, что мышление — это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.На основании мышления человек, познавая мир, может связывать воедино отдельные события и явления логическими связями.

При этом он обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи. Например, мы знаем, нельзя курить на автоза­правочной станции, и даже не пробуем этого делать.

Наше сознание вытроило логическую связь между взрывоопасностью бензина и курением и дало прогноз того, что может произойти в случае нарушения правил техники безопасности.

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.

Главными особенностями .протекания процесса мышления являются:

1. Обобщенное и опосредованное отражение действительности,

2. Связь с практической деятельностью.

3. Неразрывная связь с речью.

4. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.

Обобщенное отражение действительности означает, что в процессе мышления мы обращаемся к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, когда мы говорим о мебели, то подра­зумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла, шкафы и т. д.

Опосредованное отражение действительности можно увидеть на при­мере арифметической задачи на сложение нескольких яблок или на определение скорости двух поездов, движущихся навстречу друг дру­гу. «Яблоки», «поезда» — это лишь символы, условные образы, за ко­торыми вовсе не должны стоять конкретные фрукты или составы.

Мышление возникает на основе практической деятельности, из чув­ственного познания, но выходит далеко за его пределы. В свою очередь, его правильность проверяется в ходе практики.

Мышление неразрывно связано с речью. Оно оперирует понятиями, которые но своей форме являются словами, а по сути — результатом мыслительных операций. В свою очередь, в результате мышления мо­жет происходить уточнение словесных понятий.Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная си­туация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется.

Виды мышления.

I. По форме:

• Наглядно-действенное – непосредственное восприятие предметов, реально преобразованное в процессе действий с предметами.

• Наглядно-образное – характеризуется опорой на представления и образы.

• Словесно-логическое – осуществляется при помощи логических операций с понятиями.

II. По характеру:

• Теоретическое – решение теоретических проблем.

• Практическое – решение конкретных задач.

III. По степени развернутости:

• Дискурсивное – развернуто во времени, этапы четко выражены, максимально осознанно.

• Интуитивное – отсутствие четко выраженных этапов, протекает быстро, минимально осознанно.

IV. По степени новизны:

• Репродуктивное – воссоздающее, нетворческое.

• Продуктивное – творческое.

Мыслительные операции, их виды и уровни.

Мышление — это один из высших познавательных психических процессов, оказывающий существенное влияние на всю деятельность человека, а также то, что в структуре мышления можно выделить определенные умственные операции. К основным видам умственных операций относятся: анализ и синтез, сравнение, абстракция и конкретизация, обобщение.

Анализ – это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий отношений.

В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предмета на составные части. Например, растение состоит из ствола, листьев, веток и т.д.

Следовательно, анализ помогает нам понять структуру того, что мы воспринимаем. Виды: практический анализ, чувственный, словесный.

Противоположная анализу операция – синтез. Синтез – это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств.

Сравнение — это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Когда мы смотрим на два предмета, мы замечаем их различия или сходства. Виды: последовательное (одно за другим) и в виде противопоставления.

Абстракция – это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков. Суть абстракции как мыслительной операции состоит в том, что, рассматривая в предмете какую-то его часть, мы можем выделить ее или ее свойства независимо от всего потока воспринимаемой информации, т. е.

Конкретизация является предметом, противоположным абстракции. Это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. Когда нас просят привести пример, то, по сути, это и есть конкретизация. Можно сказать, что конкретизация всегда выступает как пример или иллюстрация чего-то общего.

Читайте также:  Как написать статью под новые алгоритмы: пошаговая инструкция - всё о копирайтинге

Обобщение – это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Человек анализирует предметы, чтобы выявить их общие закономерности и предсказать их свойства.

Классификация – процесс группировки объектов в соответствии с их общими признаками.

Формы мышления, их виды.

Понятие – это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений. Во всяком слове, носителе понятия, легко можно выделить как эмоционально-образные наглядные компоненты, так и систему логических связей. Т.е.

понятие – это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений, в основе которых лежат наши знания об этих предметах или явлениях. Принято различать общие и единичные понятия. Общими понятиями называют те, которые охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название.

В общих понятиях отражаются признаки, присущие всем предметам, которые объединены соответствующим понятием. Единичными называют понятия, обозначающие какой-либо один предмет. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием.

Виды: искусственные, житейские, научные. Они отличны как по происхождению так и психологическому строению. Житейские (дерево, кошка, ручка) формируются ребенком в практическом опыте, преобладающее место имеют наглядно-образные связи. Научные приобретаются в процессе школьного обучения (государство, глагол, млекопитающее и т.д.

) формулируются учителем, а затем заполняются конкретным содержанием. Формируются с участием вербально-логических операций.

Суждение как форма мышления основано на понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями или между их свойствами и признаками. Т.е. устанавливая связи и отношения между понятиями, суждения являются высказываниями кого-то о чем-то.

Суждения бывают общими, частными или единичными. В общих суждениях что-либо утверждается или отрицается относительно всех предметов данной группы, класса (все рыбы дышат жабрами).

В частных утверждение или отрицание относится к некоторым предметам (некоторые ученики отличники), в единичных – только к одному (этот ученик плохо выучил урок). Суждения образуются двумя способами: непосредственно, когда выражают то, что воспринимается (этот стул деревянный) и опосредствованно, т.е.

путем умозаключений или рассуждений (например теоретическое обоснование каких-либо свойств). (Виды: истинное, ложное – не нашла в книгах – это классификация Казанцевой).

Умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой, из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Виды: индуктивное, дедуктивное.

Индуктивное – переход от частных случаев к общему, которое охватывает собой частные случаи.

Дедуктивное – противоположное индуктивному. Это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения (например, опираясь на медицинские знания, можно предположить ту или иную болезнь).

Развитие мышления

Мышление человека развивается, его интеллектуальные способности совершенствуются. К этому выводу уже давно пришли психологи в результате наблюдений и применения на практике приемов развития мышления.

В практическом аспекте развитие интеллекта традиционно рассматривается в трех направлениях: филогенетическом, онтогенетическом и экспериментальном. Филогенетический аспект предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в истории человечества.

Онтогенетический включает исследование процесса и выделение этапов развития мышления на протяжении жизни одного человека, с рождения до старости.

Экспериментальный подход к решению этой же проблемы ориентирован на анализ процесса развития мышления в особых, искусственно созданных (экспериментальных) условиях, рассчитанных на его совершенствование.

Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж.Пиаже, получила название «операциональной» (от слова «операция»).

Операция, по Пиаже, представляет собой «внутреннее действие, продукт преобразования («интериоризации») внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция)»1.

В развитии операционального интеллекта у детей Ж.Пиаже выделил следующие четыре стадии:

1. Стадия сенсомоторного интеллекта, охватывающая период жизни ребенка от рождения до примерно двух лет. Она характеризуется развитием способности воспринимать и познавать окружающие ребенка предметы в их достаточно устойчивых свойствах и признаках.

2. Стадия операционального мышления, включающая его развитие в возрасте от двух до семи лет. На этой стадии у ребенка складывается речь, начинается активный процесс интериоризации внешних действий с предметами, формируются наглядные представления.

3. Стадия конкретных операций с предметами. Она характерна для детей в возрасте от 7—8 до 11—12 лет. Здесь умственные операции становятся обратимыми.

4. Стадия формальных операций. Ее в своем развитии достигают дети в среднем возрасте: от 11—12 до 14—15 лет. Данная стадия характеризуется способностью ребенка выполнять операции в уме, пользуясь логическими рассуждениями и понятиями. Внутренние умственные операции превращаются на этой стадии в структурно организованное целое

Источник: https://lektsia.com/6x55bf.html

Как развить логическое мышление?

Логическое мышление является одним из востребованных познавательных процессов в ряде профессий. Интерес к его развитию становится все выше. Ведь оно позволяет на основании имеющихся данных сделать ценные выводы.

В детском возрасте обеспечивает более легкое усвоение учебного материала, в т. ч. понимания сложных задач. Некоторые специалисты по подбору персонала перед собеседованием проводят тест на логику.

Поэтому заниматься ею должен каждый.

Как работает логическое мышление? ↑

Чтобы понимать, как развить логическое мышление, нужно знать его сущность. Представляет оно собой мыслительный процесс. В нем человек должен использовать конкретные понятия и определения. При этом используются различные виды опыта.

Основываясь на всем этом, человек способен сделать определенные умозаключения. Поэтому у детей, которые еще не обладают достаточно широкими знаниями и большим опытом, при решении задач умозаключения получаются неверными или неполными.

На уровень логического мышления оказывают влияние следующие факторы:

  • возраст;
  • состояние работы нервной системы и головного мозга – у недоношенных детей, малышей с гипоксией показатели ниже;
  • степень развития речи;
  • активность в познавательной сфере;
  • внимание, память и другие психические процессы.

Мышление человека многообразно. Выделяют такие виды, как творческое, реалистическое, наглядно-действенное и др. Логическое является более системным. В его структуре присутствуют:

  • вводная информация;
  • процесс рассуждения и выстраивания связующих цепочек;
  • умозаключение.

Причины необходимости развития логического мышления ↑

Логические связи способны создавать все люди. Развивать это умение необходимо дополнительно на протяжении всей жизни, потому что:

  • сокращается время на принятие решений, выполнение задач и создание выводов;
  • уменьшается вероятность совершить неправильное действие;
  • улучшается уровень всех мыслительных процессов;
  • повышает конкурентоспособность в процессе обучения или профессиональной деятельности;
  • продлевает жизнь.

Исследователи доказали, что люди, развивающие свои умственные способности, дольше живут и сохраняют свое психическое здоровье.

Взрослым нужно постоянно быть в тонусе, чтобы помогать осваивать логические операции подрастающему поколению. Детям улучшить логическое мышление стоит для того, чтобы успешно справляться с решением математических задач.

Современная система образования активно внедряет новые системы проверки знаний, где тест становится основой. Дети с хорошим уровнем такого мышления успешнее справляются с подобными проверками.

Если тест вызывает затруднения, родителям нужно прорешать аналогичные и выявить слабые места.

Способы развития логики и мышления ↑

Все виды средств, обеспечивающих развитие логического мышления, можно разделить на условные группы:

  • чтение;
  • логические игры;
  • упражнения и решение математических задач;
  • изучение иностранных языков.

Нужно помнить, что любой опыт деятельности является также фактором, влияющим на развитие логики. Чем больше действий учится осуществлять человек, тем для мышления лучше.

Для успешного освоения различных средств обучения и развития их нужно умело чередовать между собой  и давать время на закрепление полученных навыков. Если пройден какой-то тест, то к нему можно вернуться через 1–3 месяца и посмотреть, улучшились ли результаты. При решении типовых задач делать перерывы 1–2 недели в процессе их освоения.

Основные упражнения на логику ↑

Каждый сталкивался с подобными упражнениями. Ведь они включены в программу дошкольного и школьного образования. Любители кроссвордов и сканвордов также постоянно занимаются самосовершенствованием логических операций.

Перед выбором упражнений следует сделать тест на определение текущего уровня, чтобы сравнивать продвижение в будущем.

Можно составить программу упражнений самостоятельно. Также издаются книги, которые наполнены пошаговыми инструкциями и отдельными уроками от простого к сложному. Для проверки усвоения материалов урока предлагается проходить тест.

 В качестве базовых задач можно использовать:

  • анаграммы. Из имеющихся букв нужно составлять слова. Одновременно с логикой тренируется внимание. В качестве подсказок может быть указана сфера, к которой относится объект;
  • выполнение задач, где нужно вставить пропущенное по смыслу слово. Обычно тест содержит 3–4 понятия;
  • расстановку понятий от общих к частному, пример: жидкость – напиток – квас;
  • подбор общего понятия для группы предметов;
  • подбор синонимов к представленным понятиям в максимально большом количестве;
  • подробно пояснить условному «инопланетянину» словесно распространенные слова и явления, не называя их. Оценивать уровень выполнение должен тренер или педагог;
  • решение в большом объеме математических примеров, геометрических упражнений;
  • поиск ответов на вопросы-ловушки. Например, за книгу отдали 30 руб. и еще половину ее стоимости. Сколько всего заплатили за товар? Ответ: 60 руб.;
  • объяснение слова таким образом, чтобы каждое используемое понятие начиналось с буквы, представленной в выданном понятии. Например, одеяло – Отдельное Длинное Единое Явление, Лежащее на Объекте;
  • упражнение «поиск причины». Нужно указать причины, а затем их причины и т. д. Пока не будет исчерпан полный перечень аргументов какого-то явления или поступка известной личности;
  • настольные игры в шашки, шахматы, скрэббл, реверси и т. п.

Улучшить компетенции в логике может каждый, если захочет. Это своеобразный тест на уровень лени. Если постоянно тренировки не проводятся, мыслительные процессы быстро замедляются. Могут происходить также нарушения в памяти и внимании.

Источник: http://mozgid.ru/myshlenie/kak-razvit-logicheskoe-myshlenie.html

Способы активизации мышления и стили мышления

Теперь обратимся к тому, как можно содействовать развитию мышления.

В первую очередь необходимо отметить особую роль самоорганизации, осознания приемов и правил умственной деятельности.

Человек должен также управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, снижение излишней критичности при оценке результата. Все это позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным.

Читайте также:  Необходимые инструменты - всё о копирайтинге

Увлеченность, интерес к проблеме, оптимальная мотивация — важнейшие факторы продуктивности мышления.

Так, слабая мотивация не обеспечивает достаточной развернутости мыслительного процесса, и наоборот, если она слишком сильна, то это эмоциональное перевозбуждение ведет к неправильному использованию полученных результатов, усвоенных ранее методов при решении других новых задач, возникает тенденция к появлению стереотипов. В этом смысле конкуренция не способствует решению сложных мыслительных задач.

Успешному мыслительному процессу препятствует ряд факторов:

  • косность, стереотипность мышления;
  • излишняя приверженность к использованию привычных методов решения, что затрудняет возможность взглянуть на задачу по-новому;
  • страх ошибки, боязнь критики, страх «оказаться глупым», излишняя критичность к своим решениям;
  • психическая и мышечная напряженность и т. д.

Чтобы активизировать мышление, можно применить специальные формы организации мыслительного процесса, например «мозговой штурм» (метод, предложенный А. Осборном (США), предназначен для продуцирования идей и решений при работе в группе).

Основные правила проведения «мозгового штурма»:

  1. Группа состоит из 7-10 человек, желательно, чтобы они обладали разными профессиями (для избежания стереотипности в подходах); в группе имеется лишь несколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.
  2. «Запрет критики»: чужую идею нельзя прерывать, критиковать, можно лишь похвалить, развить чужую идею или предложить свою.
  3. Участники должны быть в состоянии релаксации, т. е. психической и мышечной расслабленности, комфорта. Кресла должны быть расположены по кругу.
  4. Все высказываемые идеи фиксируются (на магнитофоне, в стенографических записях) без указания авторства.
  5. Собранные в результате «мозгового штурма» идеи передаются группе экспертов-специалистов, занимающихся данной проблемой, чтобы отобрать наиболее ценные идеи. Как правило, их оказывается примерно 10%. Участников в состав «жюри» экспертов не включают.

Эффективность этого метода высока. Так, в одной из американских фирм на 300 заседаниях «мозгового штурма» было выдвинуто 15 тысяч идей, и 1,5 тысячи из них были незамедлительно реализованы. «Мозговой штурм», проводимый группой, постепенно накапливающей опыт решения различных задач, положен в основу так называемой синектпики. Она предложена американским ученым У. Гордоном.

При «синектическом штурме» предусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, в основании которых лежит аналогия:

  • прямая (подумайте, как решаются задачи, похожие на данную);
  • личная, или эмпатия (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения);
  • символическая (дайте в двух словах образное определение сути задачи);
  • фантастическая (представьте, как бы эту задачу решили сказочные волшебники).

Еще один способ активации поиска — метод фокальных объектов.

Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания), в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность.

Так, если случайным объектом взят «тигр», а фокальным «карандаш», то получаются сочетания типа «полосатый карандаш», «клыкастый карандаш» и т. д. Рассматривая эти сочетания и развивая их далее, удается прийти к оригинальным идеям.

Метод морфологического анализа заключается в том, что сначала выделяют главные характеристики объекта (оси), а затем по каждой из них записывают всевозможные варианты (элементы).

Так, рассматривая проблему запуска автомобильного двигателя в зимних условиях, можно взять в качестве осей источники энергии для подогрева, способы передачи энергии от источника к двигателю, способы управления этой передачей и т. д.

Элементами же для оси «источники энергии» будут аккумулятор, химический генератор тепла, бензогорелка, работающий двигатель другой машины, горячая вода, пар и т. д. Имея запись по всем осям и комбинируя сочетания разных элементов, можно получить большое число всевозможных вариантов.

В поле зрения при этом могут попасть и неожиданные сочетания, которые едва бы пришли в голову.

Способствует интенсификации поиска и метод контрольных вопросов, который предусматривает применение списка наводящих вопросов, например: «А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если уменьшить или увеличить объект?»

Все рассмотренные методы активизации творческих мыслительных возможностей предусматривают целенаправленную стимуляцию ассоциативных образов (воображения).

Развивать и стимулировать мыслительную деятельность человека можно посредством различных задач. Так, для развития способности отделять главное от второстепенного используются задачи с избыточными данными, уводящими от правильного решения.

Умение переформулировать проблему, чтобы более глубоко ее понять, развивают задачи с частично неверными данными, В этом случае требуется скорректировать постановку задачи или указать на невозможность ее решения. Умение отличать задачи, допускающие только вероятностное решение, также развивает мышление человека.

Проанализировав решение творческих задач, ученые установили ряд закономерностей.

Сначала используются первичные, автоматизированные способы решения (что соответствует низшим уровням), причем они реализуются, пока не становится ясно, что данным способом задачу не решить.

На следующем этапе происходит осмысление неудач (средний уровень), осознается их причина, а именно несоответствие средств задаче, формируется критическое отношение к собственным средствам и способам действия. В результате к условиям задачи применяется более широкий круг средств (третий этап, средний уровень), вырабатываются программы «поисковой доминанты».

Затем на низшем (неосознанном) уровне отыскивается интуитивное решение, «решение в принципе», а на последних этапах (высший уровень) происходят логическое обоснование, вербализация и формализация решения.

Рис. 3.26. Процессы мышления

Рис. 3.27. Схема решения мыслительных и творческих задач

Для усиления творческих мыслительных возможностей прибегают и к «экзотическим» приемам: введению человека в особое суггестивное состояние (активация бессознательного), гипнотическому внушению воплотиться в другую личность, в известного ученого, например Леонардо да Винчи, что резко повышает креативность обыкновенного человека.

Источник: https://pro-psixology.ru/kognitivnoe-razvitie-psixologiya-poznavatelnyx/47-sposoby-aktivizacii-myshleniya-i-stili-myshleniya.html

Формы и методы мышления.Развитие мышления

Мышление — способность мыслить, анализировать и синтезировать. На современном этапе развития человеческой цивилизации нам присуща дискретная форма мышления.

Что я понимаю под дискретной формой мышления? Какой бы метод мышления мы не рассматривали: логическое мышление, образное или творческое, — мы всегда базируем свои рассуждения на противопоставлениях. Либо черное, либо белое. Мягкое или твердое, стихи — проза, равно — не равно, хорошо — плохо, да — нет.

Логика мышления строится на примитивном принципе выбора одного из двух вариантов. И даже то, что этот подход применяется многоступенчато, не может исправить его ущербности.

Альтернатива такому подходу есть, и ниже мы обрисуем метод интегрального мышления, который, если Вы станете его применять, может радикально изменить как ваше мышление, так и общие подходы человечества к вопросам интеллектуального развития.

Выделим следующие формы мышления: творческое или креативное, ассоциативное или алгоритмическое, называемое также модельно-конструктивным, примитивное или шаблонное.

Из методов мышления, мы остановимся на критическом мышлении, составной частью которого является аналитическое, мифологическое мышление или параллельное, основанное на следовании в русле общих взглядов, подходов — соглашательское.

Для описания форм и методов мышления мы применим метод «исторического» наблюдения за развитием мышления человека, начиная с младенческого возраста и заканчивая преклонными годами.

Мы понаблюдаем формирование логического мышления у детей, показывая некоторые ошибки присущие этому методу мышления.

Далее мы обратим внимание на развитие мышления детей в современной общеобразовательной школе, и также подвергнем критике, неправильные и ненужные, на наш взгляд, формы использования мыслительных возможностей подростка.

Затем в сферу нашего рассмотрения попадёт выпускник вуза, впервые начинающий свою самостоятельную трудовую деятельность на каком-либо предприятии или даже открывающему собственное дело. И тут мы обнажим «дефекты» мышления, характерные для сотрудника фирмы, предприятия или учреждения.

В конце будет показана альтернатива или, проще говоря, новая форма мышления, названная нами интегральным мышлением. Итак, начнём.

Мышление детей основано на копировании, подражании, повторении за взрослыми. Стимулом для малыша служит похвала, одобрение, смех.

На данном этапе главная задача состоит в расширении круга внешних воздействий, направленных на весь спектр чувств ребёнка. Кроме того, необходимо показать ребёнку в игровой форме весь спектр ваших эмоциональных реакций на те или иные его действия.

Инструменты для развития мышления детей:

разговор, на различные темы с применением как можно большего числа слов, эпитетов, пословиц и поговорок, междометий. Варьирование речи с помощью пауз, темпа речи, громкости произнесения, длинны предложений.

В более позднем возрасте (3-4 года) применение резких переходов от одной темы к другой, или наоборот, тщательный аналитический разбор какой-нибудь мелочи;песни, даже если вы не умеете петь, пойте для ребёнка. Я, например, пою ему песни своего детства, Машину времени, Воскресенье, или современные Аварию, Иванушек.

Причём иногда, я подпеваю песням на английском языке, который практически не знаю, звучащим из динамиков компьютера;

прогулки по новым местам, с обязательным рассмотрение чего-то нового (дерева, кустарника, дома или строения, трактора или автомобиля; природных явлений — дождя, снега, инея, росы на траве, бегущей речной воды или горящего костра, валяющегося на дороге мусора, бутылок, пакетов;

животных и птиц, облаков, радуги или небесных светил, ветра, солнечных зайчиков или причудливых теней).

 Обращайте на это внимание ребенка, делая это с восторгом или изумлением, чтобы заинтересовать его. Расскажите все подробности, которые Вам известны об этом предмете или явлении. А когда в следующий раз окажетесь на этом месте, спросите ребёнка о том, что Вы ему рассказали в прошлый раз.

Вы удивитесь, как быстро дети схватывают информацию, раскладывают её по полочкам, и практически безошибочно, можно сказать наизусть повторяют то, что Вы им сообщили раньше.

Конечно, это получается не с первого раза, но со временем скорость и качество запоминания растут в геометрической прогрессии.

Дайте дома ребёнку послушать музыку различных стилей, начиная от классики и заканчивая тяжелым роком и репом. Неважно, что вам не нравится то или иное музыкальное направление, Вы делаете это не для себя, а для развития мышления вашего малыша.

Позже, когда ребенку будет уже лет 6-8, это облегчит вам даже такие рутинные родительские задачи, как заставить его есть нелюбимую пищу. У него просто не будет нелюбимой пищи, так как «всеядность» его мышления, исподволь сделает всеядным и его физическое тело.

Разум привыкнет к многообразию, и организм, подчиняясь разуму, захочет разнообразия в еде и для себя.

Телевизионное изображение или компьютерный монитор, также должны стать вашими союзниками в деле развития детского мышления. Ведь не секрет, что большую часть информации мы получаем глазами. Не приучайте ребёнка к одним и тем же передачам по ящику, или одним и тем же играм на компьютере.

Читайте также:  Секрет дилингового центра, о котором вы не догадываетесь: мое портфолио - всё о копирайтинге

Пусть, проводя у экрана своё время, он также развивает мышление, как будто занимается на уроках. Определенное движение в этом направлении, проявляющееся в появлении на телевидении в последнее время развивающих, образовательных телевизионных передач, нужно только приветствовать и использовать.

Рассматривание иллюстраций в книгах или фотографий членов семьи в альбомах также развивает мышление ребёнка. Причём здесь проявляется фактор времени. Когда он рассматривает свои собственные фотографии, годичной давности или более, в его мозгу возникает толчок к развитию самоосознания.

Он делает вывод о реальности своего собственного существования, причём не только сейчас, в настоящем, но и в прошлом. Самоосознание — это тот критерий, по которому можно судить о развитии человеческого интеллекта. А то ведь многие так и живут в настоящем, и только в одном лице, неспособные сделать небольшой шаг в сторону и посмотреть на себя или на существующую ситуацию со стороны.

Рисуйте, лепите, конструируйте — когда Ваш ребёнок станет чуть-чуть постарше.

Главным подспорьем для вас во всех перечисленных выше способах развития мышления детей должна стать ИГРА. Гуляете с ребёнком по парку. Спрячьтесь за ствол дерева и с удивлённым лицом выгляньте с другой стороны. Вашего плохое настроение, как и настроение ребёнка, улетучится тут же. И вам захочется смеяться и играть с ним, бегать друг за другом.

Когда эмоциональный подъём будет достигнут, плавно переведите внимание ребёнка на муравья, божью коровку, листок дерева. И расскажите ему (или придумайте) историю из жизни муравьёв, белок, деревьев, травы и так далее (перечень смотрите выше). Эмоциональный подъём важен, он улучшает способности ребёнка к запоминанию.

Я часто наблюдаю картину, когда 5-6 мам сидят на лавочке, а их дети играют в песочнице или лазают по игровой площадке, предоставленные сами себе. Общение детей между собой конечно очень важно, но и тут важно внимание руководителя, которым должны выступать Вы. Предложите им совместную деятельность, и Вы дадите каждому из них шанс проявить свои лучшие качества.

Кроме того, Вы подтолкнёте их к развитию коммуникации между собой, к разделению ролей в их маленьком коллективе. Думаете, что для того чтобы дети начали делать что-то совместно, нужны какие-нибудь подручные средства. Я на пляже, где кроме песка ничего нет, предлагал насыпать пирамиду.

Затем с помощью камешков или ракушек, мы делали ступеньки на вершину этой горы, сверху водружали флаг победителя. И все веселились законченной работе и одержанной победе. Если дети хотели продолжения, то начинался новый этап.

Возникали, откуда ни возьмись, самолёты (ладони каждого из детей) и они начинали разрушать построенную пирамиду, раскидывать ступени, в общем беситься. Один мальчик спустя три дня, снова увидев меня на пляже, без вопросов начинал приносить ракушки, предлагая снова заняться игрой. но я предлагал уже другой вариант.

Для развития мышления ребёнка, вам надо расширить сферу «интересов» ребёнка.

Пусть слушает, трогает, смотрит, нюхает, говорит, читает, лепит, рисует, смотрит телевизор, нажимает на клавиши инструментов, дергает за струны гитары.

Пусть станет источником влияния на окружающий мир и приёмником воздействий этого мира на него. Чем шире будет спектр воздействий, тем гармоничнее будет мышление.

<

Как в три года ребёнок может выучить все буквы алфавита

Это небольшое отступление описывает реальный опыт обучения моего трёхлетнего сына буквам и цифрам.По вечерам я достаточно много времени провожу за компьютером, развивая или изменяя общую теорию взаимодействий, создавая новые страницы.

Маленький сын естественно мне в этом мешал, лез на коленки, отвлекал. В итоге я решил использовать его интерес к компьютеру для развития его мышления.

Я открыл пейнт (самую примитивную программу для рисования, которая есть в любом компе) и нарисовал букву О, то есть, два овала один в другом и залил промежуток красным цветом. Арсению я сказал:» это буква О».

Затем нарисовал букву П, составленную из трёх прямоугольников, и закрасил её синим цветом, объяснив мальчику, что это буква П. Букву Т нарисовать было ещё проще. Цвет был желтый или зеленый (на самом деле это не важно).

Мы повторили все три буквы несколько раз (ребёнок просто повторял название буквы за мной) и закончили «занятие», сохранив рисунки. На следующий день повторили первые три буквы, при этом я менял цвет букв и выделив их передвигал по экрану. Потом мы нарисовали ещё три буквы, и изучили их.

Через неделю мой сын знал уже больше 15 букв (напомню, что во всём алфавите их всего 33). А через месяц ежедневных 15-минутных занятий, практически все (за исключением твёрдого и мягкого знака), но включая Ё, Ц, Щ, Э (трудные для произношения или не сильно отличающиеся от похожих).

Некоторые буквы требовали особого подхода, и не запоминались сразу. Тогда я показывал предметы или части тела, название которых начиналось с этой буквы (шея, рука, глазки (потребовались, чтобы описать различия между Е и Ё)).

Потом мы перешли к цифрам. Далее к фигурам — овал, квадрат, крестик, треугольник). А потом и к линиям: прямая, кривая, ломаная.

Затем я заменил, вернее, соединил изображение цифры и рисунок такого же количества одинаковых фигурок (кружочков, квадратиков, треугольничков). Потом убрал изображение цифры, оставив только количество фигурок.

С помощью программы просмотра изображений (но можно и в пейнте) я поворачивал эти изображения по часовой. Количество фигурок естественно не изменялось, но для ребёнка это казалось, была уже новая картинка, и в начале он путался.

Но очень быстро сориентировался и — это стало переходом в область изучения математики.

Теперь, я создаю галерею фотографий диких и домашних животных, мы рассматриваем фотографии, и я рассказываю всё что знаю. Далее, я планирую начать изучение словаря. Каждый день, или не каждый (на этом тоже не надо зацикливаться ) мы будем изучать три новых слова на одну букву.

За вечер, я постараюсь применить это слово несколько десятков раз, подбирая к нему рифмы, или используя предложения, в которых это слово присутствует. Надеюсь, что такое упражнение разовьёт мышление ребёнка, увеличит его словарный, а, следовательно, и интеллектуальный запас.

Ведь быть и хорошим отцом, и богатым, а также разносторонним человеком.

Занятия длятся не более 12-15 минут, хотя ребёнок поначалу сопротивлялся их окончанию. Но я стал предупреждать его заранее, говорил:» сейчас повторим ещё три буквы и заканчиваем. В этом случае окончание «урока» проходило гладко.

Я постоянно меняю цвет букв, меняю прописные на заглавные, перемещаю фигурки в количественных рисунках. Этой часть методики развития мышления, ухода от стандартного, повторяющегося, рутинного изучения.

Скоро мы начнём пытаться составлять знакомые простые слова. А печатать, то есть выбирать необходимые буквы на клавиатуре компьютера, мой Арсений уже умеет, хотя вначале, глаза у него разбегались на таком большом количестве клавиш.

Корпоративные тренинги на развитие мышления

Тренинг №1. Короткий звонок (30 секунд) на постановку (формирование) задачи.

Требуется за 30 секунд поставить задачу другому человеку по телефону. Человек, получивший сообщение, имеет в распоряжении 5 минут на обдумывание всех нюансов поставленной задачи и должен поставить ту же самую задачу следующему работнику. Через 3-4 звена задача возвращается к первому, поставившему её. Сравниваются оба варианта.

Цель тренинга — научить сотрудников правильно, четко и конкретно ставить задачи, научить переформулировать полученную задачу, с той целью, чтобы передать её своими словами.
Цель тренинга — проверка внутриофисной коммуникации, и степени искажения информации при её передаче от руководства персоналу нижнего звена.

Тренинг №2. Применение предмета не по назначению.

Например, как можно использовать газету (известно более 23 вариантов, различающихся достаточно сильно. Например, поджечь, скрутить и использовать для битья насекомых, читать, использовать как веер, применить в качестве упаковки (обёртки), и т.д.)

Цель тренинга — развитие креативного мышления. Помогает при поиске нестандартных способов выхода из кризисных ситуаций или при принятии решений о диверсификации производства (торговли, сферы услуг)

Тренинг №3. Мозговой штурм пустоты (например, как увеличить скорость ветра на крыше).

Цель тренинга — развитие творческого мышления, расширение сферы интересов сотрудников, в области непосредственно не связанные с их профессиональными обязанностями.

Если тренинг проводится в течении нескольких дней, то есть возможность заодно проверить способность работников к осуществлению информации с применением всех возможных средств (кроме интернета существует ещё как минимум 5 сфер, где можно раздобыть информацию).

Тренинг №4. Выбор одним глазом

Произвести выбор из нескольких (6) вариантов когда для каждого из вариантов не раскрыты некоторые критерии, влияющие на обоснованность выбора.

Цель тренинга — выявление сотрудников, способных принимать интуитивные решения, которые затем оказываются верными.

В случае кризиса или цейтнота, Вы сможете попросить совета у этих сотрудников, и проанализировав полученную информацию, принимать более правильные решения.

 Тренинг №5.

Сядь на моё место, и докажи обратное.Тренинг проводится следующим образом. Начальник вызывает к себе своих непосредственных подчинённых и говорит о том, что он принимает определённое решение. Каждому из присутствующих предлагается обосновать противоположное решение, то есть доказать, что этого делать не надо.

 В том момент, когда эти аргументы будут излагаться, приглашаются сотрудники следующего по иерархии звена, то есть подчиненные подчинённых.

Они не слышали выступления начальника, но должны возразить своим непосредственным начальникам, то есть, также аргументировать противоположную точку зрения (доказать, почему то, что предлагается, делать не нужно).

Когда они будут приводить свои аргументы, можно впустить сотрудников следующего звена, или, если таковых нет, придложить всем присутствующим, выдвигать (после окончания выступления) свои контраргументы.

Цель этого корпоративного тренинга — развить креативное мышление, научить сотрудников не бояться возражать начальству, доказывать свою точку зрения (а ведь она отличается от всех, по крайней мере потому, что они видят ситуацию со своей колокольни), креативно мыслить.

Источник: http://www.b-i-o-n.ru/formy-i-metody-myshlenija-razvitie/

Ссылка на основную публикацию