Как писать интервью, если ты не журналист — всё о копирайтинге

Секреты моей работы: Журналист или копирайтер?

Продолжаем нашу рубрику о секретах работы. И сегодня разбираемся в понятиях “Журналист или копирайтер? ” где эта тонкая грань, нужно ли образование, и что ждет на практике молодых специалистов.

Наталья Кульгавая: журналист, копирайтер, редактор.

В профессии уже более пяти лет.

Образование: журналистика.

Наташа – журналист в белорусском журнале и копирайтер проекта poshyk.info

Современные информационные потребности общества заставили журналистику сильно видоизмениться. Некоторые жанры, которые были популярны ещё 50 лет назад, сейчас практически не используются. Я сейчас говорю о художественно-публицистических жанрах, к примеру, фельетон, памфлет. Они просто стали неинтересны людям.

Другие жанры, которые относятся к информационной или аналитической журналистике тоже претерпевают изменения, всё в угоду читателю, зрителю или слушателю. Сейчас ценится краткость, обоснованность, тщательно подобранные факты. И естественно, куда же без “шокирующих новостей”, слухов, предположений и личного мнения.

Во многом из-за новых информационных потребностей людей журналистика и копирайтинг стали всё чаще и чаще перекликаться. Сейчас каждый журналист должен быть хоть чуть-чуть копирайтером, точно так же, как и копирайтер должен знать хотя бы азы писательского ремесла. Во всяком случае ни первым, ни вторым это лишним не будет

У каждого профессионала она своя. Сложно различить грань, ведь здесь замешено слишком много «но и если». Это и принципы, и взгляд на мир, и воспитание, да чего уж там, даже денежный вопрос.

Вот предложат тебе написать материал, в котором ты должен показать не в самом выгодном свете любимую вещь, спортивную команду и какое-либо заведение, и предлагают за это ооооооочень хорошие деньги.

А тебе они нужны, прям-таки кровь из носу, и в такие моменты появляется маленький чертёнок над левым плечом и шепчет, мол, Наташ, давай, подтверди стереотип, что все журналисты продажные, многие же так делают. И пишешь, материшься, ругаешь себя, слёзы текут по лицу от своей бесхребетности, но пишешь. Это твоя работа… и деньги…

Во время учёбы, нам часто говорили, что журналистике нельзя научить, ей можно только научиться самому. Но я думаю, что база, основы, историю развития этой профессии нужно учить в любом случае. К тому же журналистика требует постоянного развития.

Нужно постоянно читать, расширять свой словарный запас, штудировать учебники по правописанию, пунктуации и стилистике, интересоваться новым, учиться у мастеров этого дела. Главный принцип, которым я всегда руководствовалась, – это нет предела совершенству.

Текст можно редактировать, дорабатывать бесконечно.

Возвращаясь к предыдущему вопросу, журналист должен постоянно интересоваться новым. Никогда не знаешь, какая фактистика тебе может понадобиться завтра при написании очередного материала. Вот и читаю всё, что попадается на глаза.

Я лояльно отношусь к любому творчеству. Сейчас каждый вправе высказывать своё мнение, каким бы оно не было. Порой раздражают, конечно, позиции в духе «Это только моё мнение, но оно самое правильное и любые другие я рассматривать не намерен»…

Расценки на статьи…

А если серьёзно, то постоянно следить за актуальными темами, быть в курсе всего, что происходит в мире.

Что ещё? Наверное то, что никто не будет бросаться ниц, услышав, на кого вы выучились, что без опыта работы, вы ещё далеко не журналист, что придётся порядком пообивать пороги всевозможных компаний, чтобы вас взяли на работу. О, и моё самоё любимое: крайне часто вам придётся писать не то, что нравится, а то, что скажут.

Я хочу написать о том, кого в Беларуси приговаривали к смертной казни и за какие преступления, но пока мне отказывают в этой идее.

А в глобальном масштабе я, честь по чести, никогда не задумывалась об этом. А если и возникали какие-то идеи, то практически сразу писала материал.

Если взять вообще мечты, то мне бы хотелось поговорить с любимыми писателями, актёрами, художниками, которых уже давно нет в живых. Взять у них интервью или написать большой очерк.

Для каждой статьи всегда по-разному. Часто приходится и покопаться, а порой всё практически моментом находится. Я стараюсь всегда перепроверять информацию в разных источниках, находить интересные факты, которые должны быть максимально полезны широкому кругу читателей.

Ой, это был, наверное, мой второй или третий год работы журналистом. Мне нужно было написать материал, как в каком-то колхозе снизились надои молока, а председателя за приписки в отчётах то ли уволили, то ли вообще посадили. Честно, я набирала текст и плакала.

Думала: я пять лет отучилась в университете, я совершенствовала свой стиль, развивалась, чтобы писать про надои? Наверное, в этот момент и пришло осознание, что журналистика — это не всегда весело и беззаботно, порой нужно стиснуть зубы и выполнять свою работу.

Источник: https://poshyk.info/kopiraiter/

9 отличий копирайтера от журналиста

Журналист все еще может себе позволить расписать одну короткую мысль в двух абзацах.

А вот копирайтер вынужден экономить время своего читателя. В первые 3 секунды формируется впечатление о сайте, поэтому копирайтер должен уметь задерживать внимание людей своими текстами.

Журналист, прежде всего, должен обладать способностью к написанию аналитических статей, новостей, авторских расследований. Он должен написать такую статью, чтоб человек понял, как эта новость сказывается на нашей жизни, хорошо это или плохо.

Копирайтер – это человек, умеющий писать емкие и информативные тексты для сайтов, придумывать слоганы и названия. Это не обязательно создание коммерческих материалов. Скорее, это написание текстов с целью вызова нужной реакции у человека. Реакции самые различные, например: купить, перейти по ссылке, позвонить, отправить письмо и т.д.

У копирайтера нет определенной тематики в которой он пишет. Иногда это совершенно разные направления.

Журналист же может писать на те темы, на которых специализируется. Например, политическая, социальная, международная, отраслевая, спортивная, научная и деловая журналистика. Чем глубже он разбирается в своей тематике, тем он дороже как специалист.

  1. Время на выполнение задания

Копирайтер обязан быстро собирать и анализировать информацию: старые тексты Клиента, данные из брифа, характеристики товара, отчеты о продажах, отзывы, комментарии, успешные истории (кейсы) от покупателей. Работать с большими объемами информации и доносить главную мысль посредством рекламного текста.

Журналист может потратить несколько дней на сбор, анализ, обработку информации и уже после приступить к написанию текста.

Хотя у обоих бывает необходимость в написании текстов «на вчера».

Каждый журналист вырабатывает свой стиль. На него может повлияет лишь редакционная политика.

СМИ может «направлять» автора, но, в основном, журналист сам выбирает как и о чем писать, какой жанр выбрать и в каком виде подавать материал.

Чем колоритнее выражается в статьях личность журналиста, чем аутентичнее его язык, чем четче образы, тем выше оценивается работа и профессионализм журналиста.

Копирайтер обязан писать в разных стилях. Его интерес сконцентрирован на потребностях заказчика. На том, какое целевое действие должен совершить потенциальный Клиент после прочтения текста. Важнее всего понять, чего хочет целевая аудитория, говорить на их языке. Также следует придерживаться поставленного задания с учетом места размещения копирайтингового текста.

Иногда жанры пересекаются. Но это скорее исключение из правил, когда копирайтер пишет аналитическое обозрение или мемуары, фельетон или очерк, интервью или рецензию, а журналист – SEO-статью или слоган.

Иногда копирайтер может использовать элементы диалога или монолога в своих текстах, а также включать рецензии экспертов, но в чистом виде он не применяет эти жанры.

После того, как журналист написал материал, его всегда вычитает корректор (грамматика и орфография) и редактор (стилистика и фактические данные). Каждую неточность, логическую несостыковку или орфографическую ошибку заметят и тактично исправят.

Копирайтер сам за себя. От него требуют готовый продающий текст без необходимости в корректуре и редактуре. Копирайтер перечитывает текст по несколько раз. Проверяет его с помощью программ на отсутствие ошибок, водянистость, «тошноту» (плотность ключевых слов), антиплагиат (уникальность), естественность по закону Ципфа, информативность и удобство чтения.

Журналист стремится донести информацию до аудитории, предоставив ей возможность делать выводы самостоятельно.

Задача копирайтера – сформировать нужные выводы у аудитории и вызвать действие или процесс.

Копирайтер зачастую анонимен, журналист же вправе подписываться под текстом.

Несмотря на то, что копирайтинг и журналистика нечасто пересекаются, им есть чему друг у друга поучиться.

Читайте также

Источник: https://vlada-rykova.com/otlichiya-zhurnalista-ot-kopiraytera/

Журналисты и копирайтеры – рассказывает Сергей Козадаев

Наш собеседник Сергей Козадаев. Профессионально занимается раскруткой сайтов, SEO, копирайтингом. Сегодня в Интернете эти профессии – одни из самых востребованных. Но если большинство людей знают, кто такой журналист, то о профессии копирайтера зачастую слышат впервые.

А кто это — копирайтер? И в чем разница между журналистами и копирайтерами? Вроде одним делом занимаются — тексты пишут. Да, но делают это по-разному. Секреты «профессиональной кухни» раскрыл в нашей беседе Сергей Козадаев.

Сергей, как начинался Ваш путь в журналистике и копирайтинге?

Вообще все начиналось с оптимизации, продвижения и раскрутки сайтов. Мы столкнулись с проблемой отсутствия качественного контента в русскоязычном Интернет. Это и подтолкнуло нас на создание собственных проектов, предоставляющих качественные текстовые услуги. Хотя по образованию и призванию я технарь, а по роду деятельности seo специалист.

Контент — это важная составляющая не только в раскрутке по низкочастотным запросам, но и в количестве продаж и общей посещаемости ресурса. Каким бы хорошим не был товар, если он не имеет качественного описания, его купят не так много людей, как хотелось бы.

Ведь Интернет тем и отличается, что товар нельзя пощупать, поэтому текст – важнейшая составляющая грамотного маркетинга. Основное направление моей деятельности в копирайтинге – это смысловая и рекламная составляющая текстов. Для проверки текстов на грамотность и правила языка есть другие редакторы.

Так что нет ничего страшного в том, что я технарь. Это лишь помогает правильно анализировать тексты на логическое и смысловое содержание.

Журналист и копирайтер — в чем разница между ними?

Не каждый копирайтер может быть настоящем журналистом, и наоборот, не каждый журналист – копирайтером. В моем понятии копирайтер – это человек, умеющий писать емкие и информативные тексты для сайтов, придумывать слоганы и названия. А журналист, прежде всего, должен обладать способностью к написанию аналитических статей, новостей, авторских расследований и пр.

Хороший копирайтер должен объединять в себе все вышеперечисленные качества. Безусловно, человеку с образованием (или призванием от природы) журналиста значительно легче стать профессиональным копирайтером. Для этого достаточно понять особенности и отличительные черты web текстов.

Главное преимущество хорошего журналиста – грамотность, которая не всегда присуща начинающим копирайтерам.

Читайте также:  Можно ли бросить курить навсегда и резко: мой опыт - всё о копирайтинге

Ваш совет начинающим журналистам?

Частая проблема начинающих журналистов – непонимание основ и принципов работы Интернет, оптимизации и продвижения сайтов. Да, они умеют грамотно писать тексты. Но у web текстов есть свои особенности. И это нужно учитывать. Это совершенно не сложно и кто-то перестраивается сразу, кто-то со временем. Как правило, с хорошими журналистам у нас редко возникают вопросы по качеству работы.

Повторюсь, если Вы действительно хороший журналист, то встать на стезю копирайтера Вам не должно составить больших трудностей. Минус журналистов – это работы с малыми текстами (рекламные объявления, названия, слоганы и пр.). Хотя по идее одна из основных способностей, которая должна присутствовать у журналиста – способность придумывать броские названия.

Тем не менее, у некоторых с этим проблема.

А начинающим копирайтерам?

Главное – научитесь правильно и быстро искать нужные источники. Это очень важно. Научившись этому, Вы значительно облегчите свой труд. Не помешает знание английского языка. Многое придет с опытом. И конечно, необходимо регулярно совершенствовать свое мастерство. Учиться, учиться и еще раз учиться – очень правильные слова. Никогда не останавливайтесь на достигнутом.

Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать фрилансер?

Фрилансер должен быть готовым в любой момент начать работу, при этом быть все время на связи. У клиентов часто сроки бывают – завтра. Поэтому главное качества – это ответственность, исполнительность, жесткое соблюдение сроков и конечно профессионализм. Ну и Вы должны любить свою работу.

Сегодня все чаще работодатели требуют показывать свои работы. Насколько важно портфолио для журналиста? И каким оно должно быть — идеальное портфолио журналиста?

Поскольку мы много работаем именно с начинающими копирайтерами и журналистами, для нас портфолио по большому счету не имеет значение. Если у человека оно отсутствует, то это не снижает его шансы на сотрудничество с нами. В процессе работы быстро становится понятно, подходит нам этот человек или нет, и насколько высок уровень его профессионализма.

К тем, у кого есть, что показать, просьба одна – не присылайте рассказы, написанные для друзей о счастливой жизни своей собаки J или тайной жизни Гитлера, которая Вам приснилась во сне. Шлите только качественные тексты, написанные желательно для коммерческих целей. Больше всего интересуют рекламные тексты, тексты которые могут продавать.

Не забывайте — мы работаем в Интернет, одна из основных задач которого – продавать.

Спасибо за Ваши ответы.

Рекомендуем

Петр Панда: на копирайтинге можно заработать 150-200 тыс. руб. в месяц

В Интернете полно предложений о написании текстов за более чем скромные деньги. При этом в сети есть ТОПовые копирайтеры, услуги которых стоят …

Елена Бурая работает фрилансером-транскрибатором. Она занимается расшифровкой аудио и видео материалов. Мы попросили Елену рассказать о профессии …

Источник: http://www.kadrof.ru/int_sk.shtml

Как написать интервью, которое будет интересно читать

Интервью может показаться самым простым текстом из всех, за которые берутся журналисты и копирайтеры. Но в этом жанре просто потерпеть неудачу. В этой статье, опираясь на мнения лучших интервьюеров, рассказываем, как готовиться и какие вопросы задавать, чтобы интервью получилось интересным и небанальным.

Без текста в форме интервью можно обойтись. Сделать статью, вложить в нее информацию от эксперта, подвести итоги и дать руководство к действию. Будет полезно. Мы уже рассказали, как взять интервью для такого текста. Но читателю всегда интереснее следить за кем-то.

Увлекательнее видеть прямую речь, наблюдать и читать о живом человеке.

Разговорить эксперта: что спросить и как себя вести на интервью 

Еще интервью — это актуально. Интерес пользователя к формату подогревают популярные проекты. Новую жизнь получили подкасты.

Интервью с редакторами в аудиоформате записывает и выкладывает в Телеграме Павел Федоров, на Sound Cloud пишет подкасты Александр Марфицин.

Весь рунет следит за каналом Юрия Дудя. Он делает интервью с медийными личностями и просто хайповыми героями на волне популярности. Более консервативные пользователи смотрят Познера и Соловьева — кому что нравится.

Дальше попробуем разобраться, что такое хорошие интервью, почему плохих больше и как самому написать интервью, которое будет интересно читать.

Формат

Интервью бывают в форме видеоролика, аудиозаписи или текста. Видео и аудио сложнее. Надо следить, чтобы картинка была качественной, чтобы звук был чистым. Хорошо иметь режиссера, который подскажет, что делать и почему надо перестать стучать пальцами по столу. Но пользователю сложнее найти время, чтобы послушать такой контент.

С текстом чуть проще — есть время на редактуру, можно вылизать предложения. Упорядочить их, компенсировать сбивчивый рассказ. В тексте не слышны заикания и шуршание за кадром. Но текст хуже передает эмоции. Не видно мимики и жестов, непонятно, когда человек улыбнулся или нахмурился. Приходится делать врезки и писать в скобочках «смеется», «закатил глаза», «потянулся за вилкой» и т. д.

Брать интервью можно:

  • Лично при встрече
  • Удаленно (по телефону, Скайпу, позвонив в мессенджере)
  • Письменно, когда вы отправляете кому-то список вопросов и получаете на них ответы

Первые два варианта лучше. Письменно — это, скорее, опросник. Человек видит список вопросов, обдумывает их и потом отвечает. Он может удалить те части, которые ему не понравились. Например, эмоции, которые бурлили при обсуждении ненавистного вопроса. Лично вы бы получили красочный ответ, а письменно — безопасную для репутации отписку.

Если вопрос покажется неудобным, его могут вообще пропустить или удалить из списка. Что говорить про интервью, если даже брифы на копирайтинг, когда заказчик заинтересован в подробных ответах, постоянно возвращаются полупустыми.

Это читинг, но так вы скорее получите согласие. Останется написать классное интервью, чтобы редакция издания забрала текст. Идеально, если он попадет на главную сайта или в соцсети. Чтобы это сделать, надо готовиться.

Подготовка

Юлиана Романова — DJ на радио. На своем сайте она рассказывает о первой ошибке в подготовке — слишком много знать о том, с кем будешь разговаривать. Дополню и поясню — много знать и использовать только свои знания.

Как это выглядит на практике. В интернете полно информации обо всех известных людях. Вы забиваете в поисковике нужную фамилию. Смотрите, чем знаменит и что сделал, кому насолил и с кем выяснял отношения. В ленте соцсетей отслеживаете каждый день героя, что он постит и чем интересуется.

Составляете по всем важным вехам список вопросов, на которые сами уже знает ответы. И читатели знают. Получается скукота.

Где найти экспертов для интервью

Но это не значит, что на интервью надо идти без подготовки. Наоборот — вы должны досконально знать тему, на которую будете общаться.

Перед встречей и еще до того, как набросаете первые вопросы, прочитайте как можно больше предыдущих интервью с вашим гостем.

Изучите его социальные сети, постарайтесь уловить ту манеру, с которой он пытается общаться со своими подписчиками — например, любит или избегает хайповые темы. Если консервативен и избегает, добавьте в список вопросов пару трендовых вопросов. Но не провокаций.

Попробуйте уловить больные темы — на них будут самые резкие комментарии. Отметьте для себя, что чаще всего спрашивают, и какие ответы дает оппонент. Выпишите их. Постарайтесь не повторяться за другими интервьюерами, но если надо спросить обязательно, меняйте вопрос, чтобы он не был под копирку.

Например, если директора нефтебазы постоянно спрашивают, когда его терминал перестанет травить нефть в воду, он скажет «а мы не травим» или пошлет вас. Завуалируйте и спросите, какой допустимый объем по выбросам и соблюдают ли они указанные нормативы. У вас в руках будет факт — загрязнение есть, останется выяснить его масштабы.

Перед интервью подготовьте список вопросов или хотя бы тем, о которых надо поговорить. Владимир Познер советует сделать список логичным, чтобы вопросы вытекали один из другого. Если посмотреть ролики Юрия Дудя, покажется, что можно спрашивать все подряд. Работают, похоже, оба способа — выбирайте в зависимости от целевой аудитории.

На стадии подготовки надо согласовать:

  • Время и дату, когда вы встретитесь или созвонитесь
  • Продолжительность интервью
  • Издание, в котором будет публикация
  • Тему, на которую хотите поговорить — это правило хорошего тона
  • Но только не вопросы, которые будете задавать

Позаботьтесь, чтобы на интервью у вас была пара ручек, блокнот и диктофон, чтобы записать собеседника. Если это интервью по Скайпу или телефону, предупредите, что идет запись.

На интервью

Брать интервью — не дар божий, а ряд навыков. Автор спецпроекта «Первые лица» ТАСС Андрей Ванденко рассказывает, что для хорошего интервью больше значат не секреты, а обязательные навыки, которые автор нарабатывает и тренирует.

Есть два способа начать интервью. Можно задавать простые вопросы на отвлеченные темы, чтобы разогреть гостя и настроить на общение. Так он почувствует себя в безопасности, расслабится и будет дальше более охотно отвечать на сложные вопросы. Это безопасный вариант.

Другой способ — сделать так, чтобы первый вопрос был, как гарпун. Он должен показать читателю, что сейчас будет интересно, что интервью будет крутым и стоит его прочитать до конца. Для печатного интервью больше подходит первый вариант — от простого к сложному, но для эксперимента можно попробовать и гарпун.

Не начинайте интервью с лести. Даже если разговариваете с кем-то очень крутым. Не говорите, что для вас честь брать интервью и что-то в таком духе. Простого спасибо хватит — вы должны вести интервью на равных, а не принимать покорно подачки от большого и важного гостя. Иначе интервью будет неискренним и читатель сразу это поймет. Должна быть беседа.

Будьте подкованы в разных темах. Чтобы получались классные интервью, вы должны разбираться в сотнях отраслей. Надо много читать и знать.

Например, если вы копирайтер, но дальше текстов, блогов и дизайна не заглядываете, вряд ли у вас будут хорошие интервью. Они будут содержательными, с важной информацией.

Их будет легко читать, но интервью становится интересным, когда в нем есть что-то неожиданное.

Например, когда Алексей Венедиктов брал интервью у Тони Блэра, он первым делом спросил: «Господин премьер-министр, двенадцатилетний мальчик из Астрахани спрашивает, ждут ли ваши дети новую книгу о Гарри Поттере». Книга только что вышла и это было уместно, необычно, расслабило чиновника и, уверен, повеселило читателей.

Если вам не ответили. Не ответили или уклончиво ушли — попробуйте перефразировать вопрос. Задайте его снова или хитрите — скажите, что вопрос пришел от имени читателей в вашем блоге или вы видели его в комментариях к прошлым публикациям или интервью. Уже как бы и не вы спрашиваете, а требует общественность.

Задавайте открытые вопросы. Такие, на которые нельзя ответить односложно.

НетПодходит
Как думаете, новый закон поможет искоренить коррупцию? — Нет, не поможет.Инфостиль убивает душу в текстах? — Нет, не убивает.Вы пробовали наш квас? — Да, вкусный. Какие положения нового закона кажутся вам самыми эффективными?Почему люди думают, что инфостиль убивает душу в текстах?Почему наш квас не может вытеснить Кока-Колу с рынка?

Худшие интервью получаются между хорошими знакомыми. Не коллегами, а друзьями. Тогда все нарочито вежливо, а если звучат вопросы на грани какой-то остроты, то интервьюер старается показать, что он на стороне отвечающего. В общем, если вам надо взять интервью у кого-то близкого, лучше эту задачу перепоручить.

Чем меньше вас в интервью, тем лучше. Нельзя тушеваться перед гостем, но и нельзя перетягивать на себя одеяло. Ошибка — задавать слишком много вопросов, перебивать собеседника и активно что-то уточнять. Не сбивайте того, с кем разговариваете, делайте пометки и только потом возвращайтесь к вопросу, если ответ на него не прозвучал.

Читайте также:  Как я перевернулся со скутером, после дегустации дедушкиного вина - всё о копирайтинге

Важно помнить, что интервью увлекательным делает не гость, а ведущий. Даже с самым известным человеком можно сделать скучную и совершенно серую беседу. И наоборот — любому гостю есть, что рассказать, если его правильно разговорить.

 Три главных навыка классного интервьюера по мнению Андрея Максимова:

  • Умение слушать
  • Экспромтом задавать вопросы
  • Не стыдиться чего-то не знать

Я бы добавил сюда выдержку и ценный совет Андрея Ванденко. Не торопитесь со следующим вопросом.

Первая реплика в ответе, как правило, произносится «на автомате» и только на третьей собеседник начинает «включать мозги».

Еще одна причина встречаться лично. В вечерних новостях CBS Кэти Курик — известный американский журналист рассказывает, что великие интервьюеры настраивают себя на единую волну с собеседником. Подстраивают настроение, интонации, языковые обороты и даже движения. Это делает разговор максимально комфортным.

Не стесняйтесь спрашивать. Шел Израэл рассказывает для Forbes, что на интервью не надо стесняться задавать простые вопросы — вы не будете выглядеть необразованным или отсталым.

Для того и надо интервью, чтобы осветить все моменты, даже самые поверхностные по мнению эксперта. Наоборот, это интересно читателю. Но вместе с тем нельзя скатываться и по десять раз переспрашивать одно и то же.

Будьте внимательны, не заставляйте собеседника повторять то, что он уже говорил — это может показать, что вы не слушали.

Подготовка текста

Не увлекайтесь с этим. Редактируйте умеренно — чем меньше, тем лучше. Старайтесь сохранить интонации и манеру общения собеседника. Не правьте просторечные выражения и обороты, которые, по вашему мнению, «не катят». Отключайте редактора и включайте корректора — исправьте ошибки, выбрасывайте слова-паразиты. Найдите и удалите смысловые повторения, если это не вредит тексту.

Читатель должен увидеть не ваш текст и литературное мастерство, а тот уникальный контент, который стоит за собеседником. Ваш профессионализм в том, чтобы без прикрас показать читателю, что перед вами за человек и что еще о нем не знают люди.

Перед публикацией можно показать текст интервью бывшему собеседнику. Показать, но не согласовать. Это хороший тон. Будьте готовы, что вас могут попросить убрать какие-то высказывания или вопросы. Решайте сами — если интервью не пострадает, уберите и сохраните позитивные отношения. Если интервью потеряет остроту и поблекнет, можете отказать и оставить, как есть.

Чеклист для подготовки к интервью

  1. Интервью — это модно и с его помощью можно хорошо прокачать личный бренд, выехав на знаменитом госте.

  2. Делайте интервью в виде текста, но старайтесь брать комментарии лично.

  3. Готовьтесь к интервью, досконально изучите тему.

  4. Не делайте списки из вопросов, ответы на которые можно найти в интернете.

  5. Если сомневаетесь, готовьте не вопросы, а примерные темы.

  6. На интервью не льстите.

  7. Начните с простых, расслабляющих вопросов.

  8. Задавайте открытые вопросы.

  9. Не отвлекайтесь — научитесь слушать и слышать, чтобы вовремя задать дополнительный вопрос.

  10. Не стесняйтесь спрашивать, но не задавайте одни и те же вопросы.

  11. Вычитайте текст, уберите ошибки и оговорки.

  12. Покажите интервью гостю.

А вам приходилось брать интервью? Готовились заранее? Что было самым сложным?

Источник: https://ru.content.guru/articles/kak-napisat-intervyu-kotoroe-budet-interesno-chitat/

Как написать интервью. Подробная инструкция для автора

40 тысяч интервью за 50 лет карьеры провел легендарный американский телеведущий Ларри Кинг. 8 бывших официальных жен телеведущего так и не смогли изменить отношение журналиста к своей профессии. “Если мне звонили одновременно из телекомпании и дома, я брал трубку из телекомпании, — признавался позже легендарный журналист. От чего зависит успех интервью у читателя?

Жанр с характером

Цель интервью — показать личность через беседу. И самая главная задача общения — разговорить эксперта или лидера мнений так, чтобы получить эксклюзивную информацию из первых рук. Резонанс интервью зависит от того, кто его проводит и как.

Чем же отличается интервью от других жанров?

Особенности интервью:

  1. Опрос эксперта или лидера мнений. В отличие от репортажа, где акцент в тексте делается на описание события, интервью интересно благодаря личности.
  2. Цель — дать уникальную информацию. Именно поэтому важно вывести собеседника за границу заготовленных ответов и шаблонных фраз.

    Суметь задать неудобные вопросы или разговорить так, чтобы собеседник делился самым сокровенным.

  3. Узкий угол подачи. Задача журналиста или интервьюера найти новый угол подачи общения с публичным человеком. Например, сделать интервью с актрисой кино и театра для женского журнала и показать ее как жену и маму.

  4. Точность передачи информации. Часто цитаты собеседника выносят в заголовок интервью, особенно, если они неординарны или непривычны для потенциальной целевой аудитории.

Автор — хозяин интервью: от него зависит, что именно из разговора будет подано в материале, под каким углом, какую форму подачи будет иметь интервью.

[box type=»info»]

Очень важно научиться слышать крылатые фразы и нестандартные выводы экспертов, чтобы передать их в интервью с документальной точностью.[/box]

Любимые грабли

Когда я только начинала работать в редакции, мне казалось, что взять интервью — это самое простое задание:) Из этапа подготовки я использовала только один: составить список вопросов. Позже, анализируя работу более опытных коллег, поняла, что интервью — это концентрат профессионализма автора.

Мне нравятся интервью Владимира Познера. Он умеет показать глубину личности и ее ценности: отношение к славе, к деньгам, к власти, к любви и дружбе. Особенно, интересны выпуски, где журналист беседует с телеведущими, которые сами владеют профессиональными техниками интервью.

Вот для примера 3 интересные встречи Познера: с Тиной Канделаки, Земфирой и Михаилом Жванецким.

Попробуйте услышать, какие вопросы задает журналист во время интервью. С первого раза это не так просто, потому что профессиональный подход ведущего настолько увлекает, что внимание переключается на суть разговора, а не на его подачу.

Как узнать неформат?

  1. Псевдоинтервью. Такой образец используют не очень компетентные специалисты пиар службы компании. Когда частые вопросы целевой аудитории оформляются в виде вопросов и ответов эксперта. Лучше подобную информацию оформлять в разделе FAQ или чек-листа по конкретной теме.
  2. Авторский комментарий.

    Наверняка вам встречались такие интервью, где точка зрения автора и вопрос перевешивают ответы эксперта. Создается впечатление, что автору важнее высказаться самому, чем получить информацию.

  3. Лесть. Таким форматом интервью грешат новички (особенно, на ТВ), которым посчастливилось пообщаться с человеком-легендой.

    Зритель ничего интересного не узнает из такой беседы. Слух будут резать фразы-клише: “супер-успешный человек”, “чрезвычайно талантливый…”, “мега известный …”. Такой уровень интервью с головой выдает наивность автора.

  4. Конфликт, сведение счетов с оппонентом.

    Чаще всего такой вид интервью используют для заказных политических интервью или с целью черного пиара в бизнесе.

Этапы и атмосфера интервью

Не только мужчины-журналисты могут похвастаться уровнем профессионализма в жанре интервью. В мировой практике известны женщины, которые успешно овладели навыками ведения беседы и заработали на этом миллионы долларов.

[box type=»info»]

К примеру, Уинфри Опра — женщина из семьи горничной и шахтера, у которой не было связей в шоу-индустрии. Сегодня Опру знают как влиятельного медиамагната — владелицу собственной киностудии, журнала, радиосети и кабельного телеканала.

Славу и популярность Уинфри получила после одноименного шоу, куда приглашала для интервью знаменитостей. Опра отличалась умением создать душевную атмосферу, при которой самые популярные мира сего делились своими личными секретами. Именно поэтому шоу выдержало 22 сезона, а это 3000 выпусков телепрограммы.[/box]

О каких нюансах стоит знать, чтобы провести захватывающий диалог?

Какие этапы интервью бывают и из чего состоит работа автора до беседы с экспертом?

1. Сбор информации. Помните, предупрежден — значит, вооружен. Если вы идете на встречу с экспертом, важно подготовиться к конкретной теме. Если вы плаваете в фактах и не знаете новостей или споров, которые ведутся в выбранной нише, то успешное интервью вряд ли получится.

2. Список вопросов. В некоторых изданиях встречаются интервью, где вопрос журналиста занимает целый абзац. Постарайтесь избегать вопросов, в которых уже содержится ответ.

[box type=»bio»]

Важно, чтобы в беседе не было закрытых вопросов. Такие формулировки предполагают однозначный ответ — да или нет. Открытые вопросы отличаются ожиданием развернутого мнения эксперта. И чаще всего начинаются со слов что? как? каким образом? почему? при каких условиях? как вы думаете?[/box]

3. Договориться о встрече. Это очень важный пункт. Ведь эксперты довольно занятые люди и найти окно в их графике не так просто. Если вам с первого раза удалось договориться об интервью, держите удачу за хвост и не опаздывайте на встречу.

Важный нюанс: сообщите эксперту для какого ресурса (издания) вы пишете и какую тему ходите обсудить. Если собеседник заинтересован в встрече с вами, он подготовит дополнительные интересные факты, что добавит очков вашему материалу.

4. Проведение интервью. А вот для этого этапа нужно учиться техникам влияния. Вначале стоит просто настроиться на собеседника и общими фразами о погоде или атмосфере места встречи подготовиться к диалогу.

Например, вы зашли в кабинет и увидели в углу гитару. Спросите, удается ли собеседнику находить время на любимые хиты и какой исполнитель его самый любимый. Если вы тоже играете на инструменте, признайтесь в этом и тогда вы сразу сможете расположить к себе собеседника. Личный контакт очень важен и ваша задача найти ту тему, через которую вы попадете к сердцу эксперта.

Поймать ритм речи и стиль общения собеседника тоже очень важно. Потому что, например, холерика будет раздражать флегматичная манера автора задавать вопросы. А эмоционально жестикулирующему интервьюеру вряд ли раскроет душу сдержанный собеседник.

Встречные вопросы и активное слушание очень помогают оживить диалог и уточнить насколько точно вы поняли собеседника. Особенно, это важно, когда вы общаетесь с экспертом в узкой тематике. Помогут такие фразы: “То есть другими словами вы считаете, что ….”, “Если я вас правильно поняла, вы имели ввиду …”, “Значит ли это, что …” .

Если собеседник постоянно отвлекается от темы разговора, то уточняющими вопросами его нужно возвращать к сути диалога.

[box type=»info»]

Подстраховка: Выбирая место при личной встрече, подумайте о постороннем шуме. Важно, чтобы в записи разговора не было слышно посторонних звуков. Одевайтесь не слишком нарядно: броские аксессуары и неудобный костюм помешают вам расслабить и настроить собеседника на доверительный тон. Демократичный стиль подойдет лучше всего.[/box]

5. Работа с текстом. Пожалуй, не менее важный этап работы. Просто записать услышанный разговор — это не интервью. И когда автор не структурирует текст это бросается в глаза. Хаотичное перескакивание с темы на тему, наличие вводных слов, разговорный стиль подачи оставляют чувство сырого материала и незаконченного текста.

[box]

Особенности интервью онлайн:

  1. Промониторьте актуальные темы и найдите интересных экспертов в социальных сетях, изучите их профили.
  2. Перед записью ролика позаботьтесь о хорошем освещении автора и собеседника. Не ставьте камеру снизу, такой ракурс давит на зрителя.

  3. Постарайтесь, чтобы в кадре на заднем фоне были видны интересные детали, за которые будет цепляться глаз зрителя: ваза с цветами, картина, аквариум с рыбками. Только не переусердствуйте.
  4. Затянувшиеся монологи эксперта перебивайте уточняющими вопросами.

    Вы — дирижер, не утомляйте зрителя!

  5. Подготовьте вопросы, которые оживят беседу: яркие примеры или истории. Попросите эксперта приводить кейсы из практики.
  6. Используйте титры для видео, где написаны ФИО и статус эксперта. Пусть они появляются 2-3 раза, чтобы зритель запомнил имя и фамилию вашего собеседника.

  7. Если разговор интересный, а монологи никак не разбить — при монтаже ролика сделайте заставки: “В гостях у ХХХ Александр Иванович Корейко — эксперт по накопительным программам”.[/box]

Оформление интервью со вкусом

А теперь самое время привести примеры статей интервью. Форма подачи может быть классической в виде вопросов и ответов. В интервью с Ринатой Литвиновой в журнале EllE выбрана тема отношения с мамой и дочерью. Вот что из этого получилось — читать статью.

Еще один вариант — формат от 1-го лица. Например, так Правила жизни Аллы Пугачевой.

Смешанный стиль тоже оправдан. Репортажное вступление помогает лучше раскрыть героя — см. статью с одним из самых богатых людей России Михаилом Прохоровым.

А вот автор подает интервью с Максимом Галкиным в виде списка фактов.

Еще можно выделять сильную цитату в абзаце и тут же давать расшифровку сказанного собеседником. Такой стиль подойдет для тех, кто щедро сыплет крылатыми фразами.

Чек-лист “Как написать интервью?”

  1. Поиск информации по теме. Что писали об этом за последний месяц?
  2. Определите цель. Сформулируйте для себя, что вы хотите от этого интервью?
  3. Выбор эксперта.

    Присмотритесь к эксперту в данной теме: прочтите его комментарии и интервью для других ресурсов.

  4. Составьте список вопросов. Для содержательного интервью должно быть 10-20 открытых вопросов. Составьте предложения из 4-5 слов.
  5. Держите руку на пульсе.

    Если эксперт отвлекается во время беседы, возвращайте его наводящими вопросами к теме интервью.

В конце разговора обязательно поблагодарите собеседника за интервью. Кстати, затягивать диалог не стоит. Иначе велика вероятность утомить эксперта второстепенными вопросами.

Длительность беседы для печатного интервью 40-80 минут. Используйте их с максимальной эффективностью, чтобы в вашем интервью виден был характер.

Итак, информацию собрали. Интервью написали и оформили. Теперь осталось только посмотреть, насколько качественной получилась статья.

Для этого скачайте чек лист по проверке качества статей.

А в комментариях поделитесь, писали ли вы интервью и какие приемы используете при общении с собеседником?

Источник: https://free-writing.ru/kak-napisat-ubojnoe-intervyu/

Копирайтер или журналист – не всё ли равно?

Чем журналист отличается от копирайтера? Не исключено, что вы задумывались на эту тему. Ведь то и дело на ресурсах, публикующих вакансии и резюме, можно найти предложения о работе с таким заголовком: «Требуется журналист/копирайтер». Что бы это могло значить? Разве разницы между двумя этими категориями авторов для написания статей и других тестов нет? Поговорим об этом.

Итак, начнём с чётких определений.

Журналист — в РФ — лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию (glossary.ru).

Копирайтер — составитель рекламных и презентационных текстов. Задача копирайтера заключается в том, чтобы кратко и доходчиво сформулировать идеи заказчика о достоинствах и преимуществах предлагаемых товаров и услуг (glossary.ru).

То есть, и тот и другой служитель слова пишет тексты, но с разной целью. Журналист, исходя из приведённого выше определения, человек, чья деятельность направлена на выдачу качественного текста, информация в котором ценна и правдива (в идеале). Копирайтер же предстаёт перед нами своего рода дельцом «с пером» в руках.

По большому счёту, если уж быть до конца откровенными, так, пожалуй, и есть. Но всё же акценты в последнее время несколько смещаются.

А причина того, что между словами «журналист» и «копирайтер» в ряде случаев ставят знак «=», заключается как в довольно поверхностной работе некоторых журналистов, так в расширении функций копирайтеров.

Нельзя сказать, что все журналисты стали работать хуже в какой-то момент, нельзя сказать, что копирайтеры стали авторами блестящих текстов, пригодных не только для e-mail-маркетинга, но и для ведущих СМИ. Всё довольно относительно.

Но, исходя из собственной практики, автор данного материала может констатировать, что довольно часто журналистский текст представляет собой просто-напросто подборку комментариев экспертов (из определённых компаний, сфер деятельности, сообществ и т.п.).

То есть, полёта журналистской мысли иногда можно в статье и не встретить.

Что до копирайтера, так этот специалист грешит своей уверенностью в необходимости креативной подачи информации. В итоге, заигрывая со словами, пытаясь преподнести консервативному читателю «бомбу» (пусть даже на сайте компании, а не в СМИ), получается обратный эффект. Читатель не может понять мысли, которую ему хотят донести, либо не догадывается, что говорят именно с ним.

Слово «главным по контенту»

Приведём точки зрения «бывалых». Так, заместитель главного редактора журнала «Бухгалтер и компьютер» Юрий Балякин считает, что на разницу в стилях работы журналиста и копирайтера нужно смотреть, как с коммерческой, так и с творческой точки зрения.

Коммерческая точка зрения. «Журналист пишет текст, который у него потом купят. Копирайтер тоже пишет текст, который купят, но тут в цепочку добавляется ещё одно звено: купят, чтобы благодаря этому тексту продать товар или услугу, о которых говорится в тексте», — замечает Юрий.

Творческая точка зрения. Текст журналиста, по мнению Юрия, самоценен. Конечный потребитель покупает этот текст ради информации, содержащейся в нём. Текст копирайтера ценен лишь в привязке к товару и без товара никого не интересует.

Далее Юрий дополняет, что разница есть, прежде всего, в целях. «Журналисту в статье важно донести до читателя факт, а также точку зрения на этот факт — свою и экспертную.

Копирайтеру нужно продать товар или услугу, поэтому он оперирует не фактами, а скорее представлениями о них, чтобы подать объект продажи в максимально выгодном свете.

Отсюда разница в стилях: повествование не может быть коротким, тем более, когда привлечены эксперты; рекламный слоган просто обязан быть коротким, иначе его не станут читать — ведь сам по себе он потребителю не нужен», — заканчивает Юрий свою мысль.

Что ж, пожалуй, по классике жанра всё так и должно быть. Копирайтер обязан уметь заинтересовать, чтобы купили, а журналист, чтобы прочитали и обратили внимание на проблему.

Приведём ещё одну точку зрения на разницу между работой журналиста и копирайтера. Её придерживается руководитель портала brainity.ru Яна Фёдорова. Яна говорит: «Есть крамольная мысль в моей голове, что в нынешней журналистике особенного отличия между двумя этими профессиями нет». Яна считает, что в идеале журналист должен быть носителем собственной идеи и даже собственного стиля.

«То есть, хороший журналист — это и писатель, и аналитик, и сам себе продюсер, глубоко разбирающийся в предмете, и способный подобрать те источники информации, которые дадут теме новый поворот, придадут новый ракурс и сделают ее интересной для аудитории. А еще журналист — это сценарист, режиссер, кастинг-директор и даже маркетолог. Ведь ему не составит труда объяснить, почему выбранная тема достойна экранизации или появления на газетной полосе», — заключает Яна.

Работа копирайтера, по мнению Яны, этого духа лишена. Здесь важна системность, ориентация в информационном поле, эрудированность, навыки работы с текстами. «В моём понимании, современный журналист (в 90% случаев) — это копирайтер. «Райтер» уже растиражированных информационных «копий», не делающий попыток вникнуть, оценить, добавить лоска и эксклюзивности информации», — говорит Яна.

В ответе за источники, в ответе за продажи

Вот, какие точки зрения на работу журналиста и копирайтера нам встретились. Что ж, обе они очень самобытны и интересны, они дадут нам возможность как следует поразмыслить над разницей между копирайтером и журналистом.

Что касается мнения автора данного материала, то здесь можно привести пример. Не так давно автору довелось поработать над текстами именно в рамках должности «внештатный журналист». Несмотря на то, что задача была вроде бы обычная: надо было писать тексты для сайта компании (даже не для СМИ), но всё же пребывать в статусе «журналист». Ничего путного из этого не вышло.

То ли тема была сложная (про стандартизацию), то ли требования жёсткие, то ли творческий кризис. Теперь сказать сложно. Да, тексты принимали, за них исправно платили, высылали на доработку, но всё это было с таким оглушительным «скрипом».

Пустой лист бумаги буквально всей своей ослепительной белизной говорил: «нет, ты не возьмёшь меня, на мне не появится ни одного стоящего предложения».

Справедливости ради надо сказать, что в работе журналиста (хорошего автора для написания статей) есть масса формальностей. От источников информации, которых должно быть достаточное количество, которые должны быть авторитетными, до буквально наивысшего, безупречного владения русским (в нашем случае) языком.

Журналиста осуждают больше, от него ждут совершенного материала, беря его за образец. Копирайтер тоже работает со словом, тоже выступает автором для написания статей и других текстов. От него тоже не ждут банальностей, устойчивых фраз типа: «интернет пестрит». Но всё же к нему настроены, в принципе, иначе.

Но здесь нужно сказать, что заказчику совершенно неважен процесс, которым сопровождается работа копирайтера. Ему нужен результат, который выражается в продажах его товаров и услуг, или хотя бы в приросте целевой аудитории сайта. Если этого нет — значит копирайтер не слишком удачно поработал.

Хотите — верьте, хотите — нет, но есть компании, в которых нет отделов продаж, нет «холодных» звонков. Но есть копирайтер, который приводит клиентов. Вопрос в том, что нужно вам…

Источник: http://prslovo.ru/stati/article_post/kopirayter-ili-zhurnalist-ne-vse-li-ravno

Ссылка на основную публикацию