Три ямбических истории на канале павла ямба, часть 2 — всё о копирайтинге

Павел Ямб видео — www.fassen.net-Видео сёрфинг

Добавлено 2 д. назад. Канал: Павел Ямб

Где брать информацию для статьи: школа к…

Где брать информацию для статьи: школа копирайтинга [Павел Ямб] ✏️Блог Павла Ямба — https://copirayter.ru Школа…

Добавлено 5 д. назад. Канал: Павел Ямб

Как легко заработать на рефератах в инте…

Как легко заработать на рефератах в интернете + лайвхак для студента и школьника [Павел Ямб] ✏️Блог Павла…

Добавлено 2 нед. назад. Канал: Павел Ямб

Типы и виды статей: школа копирайтинга П…

Типы и виды статей: школа копирайтинга Павла Ямба ✏️Блог Павла Ямба — https://copirayter.ru Школа копирайтинга…

Добавлено 4 нед. назад. Канал: Павел Ямб

Структура статьи: школа копирайтинга [Па…

Структура статьи: школа копирайтинга [Павел Ямб] ✏️Блог Павла Ямба — https://copirayter.ru Школа копирайтинга…

Добавлено 4 нед. назад. Канал: Павел Ямб

Фрилансер моралист: отказался от задания…

Фрилансер моралист: отказался от задания по своим моральным соображениям [Павел Ямб] ✏️Блог Павла Ямба…

Добавлено 4 нед. назад. Канал: Павел Ямб

Ваше конкурентное преимущество: на приме…

Ваше конкурентное преимущество: на примерах [Павел Ямб] ✏️Блог Павла Ямба — https://copirayter.ru Школа копира…

Добавлено 1 мес. назад. Канал: Павел Ямб

Основные понятия в копирайтинге: школа к…

Основные понятия в копирайтинге: школа копирайтинга [Павел Ямб] ✏️Блог Павла Ямба — https://copirayter.ru Школ…

Добавлено 1 мес. назад. Канал: Павел Ямб

Пример идеальной работы фрилансера: срав…

Пример идеальной работы фрилансера: сравнение работы двух фрилансеров [Павел Ямб] ✏️Блог Павла Ямба — https://c…

Добавлено 1 мес. назад. Канал: Павел Ямб

ТОП 10 ЗАРАБОТОК В ИНТЕРНЕТЕ БЕЗ ВЛОЖЕНИ…

ТОП 10 ЗАРАБОТОК В ИНТЕРНЕТЕ БЕЗ ВЛОЖЕНИЙ: сайты для заработка денег [Павел Ямб] ✏️Блог Павла Ямба — https://copirayt…

Добавлено 1 мес. назад. Канал: Павел Ямб

Заказчик и фрилансер не поняли друг друг…

Заказчик и фрилансер не поняли друг друга [Павел Ямб] ✏️Блог Павла Ямба — https://copirayter.ru Школа копирайти…

Добавлено 1 мес. назад. Канал: Павел Ямб

Хитрый заказчик на бирже фриланса: Ямбич…

Хитрый заказчик на бирже фриланса: Ямбическая история [Павел Ямб] ✏️Блог Павла Ямба — https://copirayter.ru …

Добавлено 1 мес. назад. Канал: Павел Ямб

Фрилансер разрушил пару во время выполне…

Фрилансер разрушил пару во время выполнения заказа [Павел Ямб] ✏️Блог Павла Ямба — https://copirayter.ru Школа…

Добавлено 2 мес. назад. Канал: Павел Ямб

Рисуя половые органы: как фрилансер зара…

Фрилансер зарабатывал рисуя половые органы [Павел Ямб] ✏️Блог Павла Ямба — https://copirayter.ru Школа копирай…

Добавлено 2 мес. назад. Канал: Павел Ямб

Павел Ямб в копейке

Павел Ямб в копейке ✏️Блог Павла Ямба — https://copirayter.ru Школа копирайтинга Павла Ямба — http://akm.copirayter.ru/…

Добавлено 2 мес. назад. Канал: Павел Ямб

Как начать зарабатывать деньги в интерн…

Как начать зарабатывать деньги в интернете без вложений, Ямбическая история [Павле Ямб] ✏️Блог Павла…

Добавлено 2 мес. назад. Канал: Павел Ямб

Как фриланс спас жизнь и честный заработ…

Как фриланс спас жизнь и честный заработок в интернете [Павел Ямб] ✏️Блог Павла Ямба — https://copirayter.ru …

Добавлено 2 мес. назад. Канал: Павел Ямб

Чужими руками или бизнес на подруге, Ямб…

Чужими руками или бизнес на подруге, Ямбическая история фрилансера [Павел Ямб] ✏️Блог Павла Ямба — https://copirayt…

Добавлено 2 мес. назад. Канал: Павел Ямб

Коворкинг и рабочая атмосфера приведшая …

Коворкинг и рабочая атмосфера приведшая фрилансера к пьянке после заработка в интернете[Павел Ямб] ✏️Бло…

Добавлено 2 мес. назад. Канал: Павел Ямб

Ямбаприкол: Блок А. «О, как безумно за о…

Александр Блок. «О, как безумно за окном»: стихи от Павла Ямба ✏️Блог Павла Ямба — https://copirayter.ru Школа…

Добавлено 2 мес. назад. Канал: Павел Ямб

Администратор соцсетей: профессия для он…

️Блог Павла Ямба — https://copirayter.ru Школа копирайтинга Павла Ямба — http://akm.copirayter.ru/ ✅Биржа фриланса для…

Источник: http://www.fassen.net/user/UC2SChhfb8u2lK9-Xb4zhPeA

Двух-, трех-, четырехстопные размеры. Ямб и его разновидности. Хорей и его типы

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 12Следующая ⇒

Ямб (др. греч, предположительно от названия музыкального инструмента):

1) в античной метрике, простая стопа, двусложная, трехмерная, короткий слог + долгий слог (U—); в силлабо-тоническом стихосложении (например, русском) — безударный слог + ударный слог;

2) то же, что стих, состоящий из ямбических метров.

Ямб — наиболее распространенный метр русской поэзии, необычайно разнообразен и многолик.

Возможны очень короткие (одно-двухстопные) размеры ямба, так и сверхдлинные размеры.

Н-р, двустопный ямб:

«Играй, Адель,

Не знай печали;

Хариты, Лель

Тебя венчали…»

А. Пушкин

Но наиболее часто встречаются четыре основных размера, занимающие среднюю часть «спектра» — от трехстопного до шестистопного ямба.

Трехстопный ямб сравнительно короток и достаточно прост по звучанию. Его быстрый темп хорошо подходит для шуточный, юмористических, сатирических и даже афористических стихотворений.

Прекраснейший пример – сатирическая «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (А. К. Толстой) : «Послушайте, ребята, Что вам расскажет дед: Земля у нас богата, Порядку только нет.

»

В этих коротких строках умещается немного слов. Предельная простота речи, её лаконичность, простота и ясность рифм.

Четырехстопный ямб – средний по длине размер, необычайно разнообразный и богатый. Это любимый и прославленный ямбический размер.

Четырехстопным ямбом написано невероятное количество стихов. Это и «Онегин», и «Полтава», и «Медный Всадник», и «Мцыри».

Самые невероятные сочетания дает этот размер – от комического до героического и трагического; от широчайшей эпики, до проникновенного лиризма.

Это самый богатый ритмически размер. Брюсов, вообще очень любивший в хорошем смысле «поверить алгеброй гармонию», подсчитал количество возможных ритмических вариаций четырехстопного ямба. Их оказалось около 100000. Как они получаются? За счёт ипостас, то есть замены ямбических стоп пиррихиями, спондеями и хореями.

Большое значение имеют и окончания строк – они могут завершатся ударным слогом (мужские) , безударным (женские) , двумя безударными (дактилические) , тремя и более безударными (гипердактилические) .

В сумме всех этих сочетаний и получается поражающая воображение цифра 100000… Понятно, что при таком богатстве ритмики четырехстопный ямб применим для стихотворения или поэмы любой темы, для осуществления любого замысла.

Четырехстопный ямб:

Двадцатый век. Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла…

А. Блок

Пятистопный ямб, согласно тому же Брюсову, почти так же богат. В русской поэзии он очень част и встречается в самых разнообразных формах. В русской поэзии такой размер часто использовали с цезурой (ритмической паузой) после второй стопы:

«Росится путь, // стучит копытом звонким
О камни конь, // будя в лесу глухом… »

(М. Кузмин) Эта цезура (обозначена как //) была унаследована от французского силлабического десятисложника, на основе которого и возник пятистопный ямб русской поэзии. В ХХ веке эта особенность была практически утрачена.

Пятистопным ямбом обычно пишется русский сонет.

Пятистопный ямб:

Волчица ты! Тебя я презираю!

К Птибурдукову ты уходишь от меня!

(Ильф и Петров, «Золотой телёнок»)

Шестистопный ямб – последний из распространенных ямбических размеров. Это уже длинный размер, поэтому он, как правило, используется с цезурой, делящей его на два полустишия, сводящихся к трехстопному ямбу. Этим объясняется меньшее ритмическое разнообразие этого размера по сравнению с двумя предыдущими.

Цезура в шестистопном ямбе также заимствована из французского стихосложения – а именно, из силлабического двенадцатисложника. Цезуры в шестистопном ямбе могут быть мужскими (с окончанием на ударный слог): «Пью горечь тубероз, // небес осенних горечь И в них твоих измен // горящую струю.

Пью горечь вечеров, // ночей и людных сборищ, Рыдающей строфы // сырую горечь пью» (Пастернак) , но могут быть и женские: «Уединенный остров, // чуть заметный в море,

Я неуклонно выбрал, // — золотой приют… » (Брюсов)

Это все были равностопные размеры, где в каждой строке одинаковое количество стоп. Но в русской поэзии широко распространены и разностопные ямбы, в которых длинные строки закономерно чередуются с короткими. Прекрасные примеры сочетания четырехстопного ямба с двухстопным есть у Пастернака: «Достигнутого торжества Игра и мука – Натянутая тетива

Тугого лука. »

Существует также характерный размер русской поэзии – вольный ямб, где длинные строчки незакономерно чередуются с короткими. Это размер русских басен: «На ель ворона взобралась,

Позавтракать совсем уж собралась» (Крылов)

ХОРЕЙ — стопа, состоящая из двух слогов, при первом ударном слоге, как, напр., «буря».

Сравнительно с ямбом хорей беднее в отношении ипостасирования (ипостаса — замена одной стопы другой), и ритмы его поэтому не так богаты, как ямбические (Валерий Брюсов «Наука о стихе»).

В связи с некоторой ограниченностью ипостас весьма существенное значение для ритмизации хорея приобретают малые цесуры (межсловесные перерывы).

Как ипостасы в хорее наблюдаются: 1) пиррихий, 2) спондей и 3) ямб («Наука о стихе» Брюсова). Примером ипостасы пиррихием, несомненно самой распространенной, может явиться следующий Тютчевский стих:

«Вечер мглистый и ненастный» (ипостаса пиррихием в стопе — «и не»).

Весьма интересны замены хорея спондеем и ямбом, которые обычно служат для того, чтобы выдвинуть тематическую сторону ипостасируемой стопы.

Особенно резко бросается это в глаза при замене хорея ямбом, который представляет стопу обратную хорею, почему эта ипостаса и встречается редко. См.

приводимый Брюсовым пример: «Пролетарии всех стран, соединитесь» (Минский) (ямбической ипостасой выделено слово «всех»).

Пример спондаической ипостасы хорея встречаем мы в следующем

стихе Тютчева: «Он всю душу мне потряс».

Благодаря ипостасе, здесь оказывается выделенным тематически важное слово «всю».

Двустопный хорей: /_ /_

Тихой ночью свет в окошке. Мне не спится — снег искрится… — Спи со мною,-

шепчет кошка…

Трёхстопный хорей: /_/_/_

Сердце бьётся лихо, снег кружится вихрем. Ветры не пускают —

страхи в пот бросают.

Четырёхстопный хорей: /_/_/_/_

В даль летят галопом кони! Мчатся дикие аллюром. Их намёт правосторонний

Вмиг растаял в утре хмуром.

Пятистопный хорей: /_/_/_/_/_

Где ты спал сегодня Южный ветер? Крылья где, твои, ласкали травы? Ветер ничего мне не ответил —

Лишь погладил волосы лукаво…

Шестистопный хорей: /_/_/_/_/_/_

Бережно слова перебирая, в шёпот, Словно струями журчащими играя, Как и прежде, шестистопным метром,

Легкокрылые поэты сочиняют…

Семистопный хорей: /_/_/_/_/_/_/_

Нет покоя совести, в её звенящей Правде… Временем не вылечишь зарубок жизни грешной… Рукописи не горят — не смыть нам дел кровавых —

Всем Спаситель нужен из Миров не здешних…

Когда в XVIII веке еще только формировались основы силлабо-тонической метрики, между Тредиаковским и Ломоносовым возникла дискуссия о том, какие метры возможны в русском стихосложении, и какие наиболее приемлемы.

Тредиаковский считал, что русские стихи, прежде всего, следует писать хореем, что этот метр лучше всего подходит для русского языка. Ломоносов не возражал против хорея как такового, но отстаивал достоинства ямба.

Тредиаковский же считал ямб в русской поэзии неприменимым.

Читайте также:  Поверь в себя: способы поднятия самооценки - всё о копирайтинге

С той поры прошло достаточно времени, чтобы смело говорить о применимости обоих метров. Но вот какая деталь – ямб гораздо чаще используется, чем хорей. Им написано большинство русских стихотворений в XIX веке, да и ныне – этот метр лидирует. Понятно, что Тредиаковский был неправ. Но до какой степени? Если углубиться в этот вопрос, нам предстоит много неожиданного.

На самом деле, хорей, наряду с пэоном III и акцентным стихом, имеет древнейшую историю в русской поэзии. Многие былины написаны именно хореем. Он же встречается и в древнерусских духовных стихах. Больше того, народная поэзия, уже после становления русской книжной поэзии, продолжала отдавать предпочтение хорею. Что же такое хорей?

Это двусложник, основная стопа которого начинается с ударного слога, а завершается безударным. Это метр, сильные места которого приходятся на нечетные слоги, начиная с первого. Как и в ямбе, помимо собственно хореических стоп, в составе стиха могут быть (и должны быть) другие двусложные стопы – пиррихий, спондей, ямб.

Размеры хорея очень разнообразны. Вот трехстопный хорей: «Горные вершины Спят во тьме ночной, Тихие долины

Полны свежей мглой» (Лермонтов, вольный перевод Гёте)

Или так: «Зацвела на воле В поле бирюза. Да не смотрят в душу

Милые глаза» (Бунин)

Стихотворение Бунина, откуда взят этот отрывок, называется «Песня». Хорей очень подходит для песенного жанра, и им написано множество русских песен, в том числе и общеизвестная: «Ой, цветёт калина / В поле у ручья». Кстати, тоже трехстопный хорей.

Четырехстопный хорей – размер русской частушки. Сколько этих частушек сочинено, про то один Бог ведает, а нам не сосчитать. Но, кроме частушек, этим размером написаны многие хрестоматийные стихотворения: «Мчатся тучи, вьются тучи, Невидимкою луна Освещает снег летучий,

Мутно небо, ночь мутна» (Пушкин)

Четырехстопный и пятистопный хорей широко распространены в русской поэзии, встречаясь чаще всего в народных стихах, реже – в стихах литературных, книжных.

Эти размеры непросты из-за того, что очень часто использовались в народной поэзии и потому очень сильно тяготеют к ее темам и ритмам.

Здесь удивительно владение хореем Пушкина, который мог с одинаковым успехом дать и его «книжную», как в «Бесах», так и его народную, как в «Сказке о царе Салтане» вариацию, без единой фальши.

В шестистопном хорее (как и в шестистопном ямбе) обычна цезура в середине стиха:
«У бурмистра Власа // бабушка Ненила» (Некрасов).

Впрочем, встречается и нецезурированный шестистопный хорей – в народных песнях:
«Сладку водочку, да наливочку…»

Есть еще семистопный хорей. Он получил большое распространение в эпоху Серебряного века, причем известны две его разновидности – с цезурой после четвертой стопы, и бесцезурный. Пример бесцезурного семистопника – у Брюсова («Конь Блед»): «Улица была как буря. Толпы проходили, Словно их преследовал неотвратимый рок, Мчались омнибУсы, кэбы и автомобили,

Был неисчерпаем яростный людской поток.»

Наконец, опять по аналогии с ямбом, существуют неравностопные виды хорея, а также вольный хорей. Последний часто использовался Маяковским в его полиметрических композициях: «Подступай к глазам, разлуки жижа, Сердце мне сентиментальностью расквась! Я хотел бы жить и умереть в Париже, Если б не было такой земли – Москва» Или: «Разворачивался и входил товарищ «Теодор

Нетте».

Источник: https://lektsia.com/5x408f.html

Костяной покер Ямб / Yamb

Ямб – югославская вариация на тему костяного покера, своеобразный костяной пасьянс. Совершив не одну сотню бросков кубиков, игрок должен заполнить таблицу комбинациями кубиков. По горизонтали в таблице – комбинации. А по вертикали – колонки, которые заполняются в разной последовательности, и в этом суть игры.

Игрок кидает шесть кубиков D6 (то есть с шестью гранями, на которых цифры от 1 до 6). Кидать их можно трижды, причем при втором и третьем броске может не кидать какие-то из кубиков (любое число), а оставить уже полученный результат. (При третьем броске можно перебросить те кубики, которые были оставлены при втором.

) Результат считается по 5 кубикам (из 6), выбранных игроком. Полученную в результате трех бросков комбинацию надо записать в одну из ячеек таблицы. Если результат не соответствует строке, в нее пишется ноль (кроме ситуаций, когда нельзя писать вообще – см. ниже).

Записанные очки суммируются с бонусами по определенным правилам, после чего получается результирующая сумма. Цель игры – получить как можно больше очков в результате.

Число игроков В эту игру можно играть одному, состязательности в ней нет. Можно играть вдвоем – у кого больше очков, но это бессмысленно, поскольку игроки друг на друга не влияют. А играть долго, таблицу надо заполнить большую.

Хотя придумать состязательную механику наверняка можно. Например, писать в одну табличку ручками разных цветов. И сумму каждой колонки получает тот игрок, который сделал в нее больше ненулевых записей. Если число равно – кто сделал первую ненулевую комбинацию снизу.

Но это теория, надо ее еще опробовать.

Комбинации

Комбинации поделены на три части. В верхней части таблицы строчки от единицы до шестерки, в каждую записывается число соответствующих кубиков, умноженное на цену кубика. Например, если в результате трех бросков выброшены четыре пятерки, двойка и тройка, то в строчку пятерок в верхней половине таблицы записывается сумма 20.

Обратите внимание, что если выкинуты шесть пятерок, записывается только за пять – все комбинации по пяти кубикам. Если после заполнения всех верхних строчек их сумма больше 60, даются 30 призовых очков. В середине таблицы – две строки: максимум и минимум.

В них записываются, соответственно, максимум и минимум по пяти максимальным или минимальным кубикам из шести. Результат этой части таблицы считается как разница максимума и минимума, умноженная на число единиц в этой колонке (то есть на верхнюю строку).

Таким образом, единицы мало значат для очков в верхней части таблицы, зато очень важны для средней части.

Наконец, в нижней части таблицы – покерные комбинации: кента, триллинг, фул, каре, ямб.

  • Кента – это по-покерному «стрит», то есть пять кубиков подряд: 1-2-3-4-5 или  2-3-4-5-6. Если комбинация получена с первого броска, за нее записывается 66 очков. Со второго – 56, с третьего – 46.
  • Триллинг – это просто «тройка», то есть три кубика одного номинала. Записывается сумма этих трех кубиков плюс 20.
  • Фул – это «фул хаус», то есть 3+2: три кубика одного номинала и два другого (наверное, можно пять одинаковых кубиков считать тоже фулом, если нужно). Записывается сумма этих пяти плюс 30.
  • Каре – четыре одинаковых, записывается их сумма плюс 40.
  • Ямб – это «покер», пять одинаковых, записывается их сумма плюс 50.

Колонки
Но выбросить комбинацию – недостаточно, нужно еще иметь, куда ее записать. Это проблема, потому что каждая колонка заполняется в определенной последовательности.

  • Первая колонка – сверху вниз. Пока не записаны единицы, нельзя вписать двойки и так далее.
  • Вторая колонка – исключение, тут можно писать в любое время в любое место.
  • Третья колонка заполняется снизу, ее надо начинать с ямба.
  • Четвертая колонка – заказная. После первого броска игрок говорит, в какую ее ячейку будет писать результат. Потом бросает кубики второй и третий раз, записывает в выбранную строку, что получилось.
  • Пятая колонка – блиц. Сюда можно писать только после первого броска, второй и третий раз уже не бросать после этого.
  • Шестая колонка заполняется сверху и снизу одновременно (причем не надо останавливаться на середине).
  • Седьмая колонка заполняется от центра вверх и вниз (то есть сначала в ней пишутся минимум и максимум).
  • Восьмая колонка заполняется в тех строчках, которые полностью заполнены в остальных колонках.

Версии
Разные версии ямба используют разное число колонок – 4, 7, 10. Описанные восемь – это часть десяти, просто не удалось понять, как заполняются оставшиеся две.

Вроде бы одна из них – для мультиплеера, в нее можно писать ту же комбинацию, которую предыдущим ходом записал себе соперник. А в другую пишется максимально возможная для нее комбинация (это очень скучно).

Да и восьмая колонка, кажется, работает не так, а заполняется после заполнения всех остальных колонок полностью. Но так неинтересно, поэтому лучше играть так, как описано выше. Непонятность правил обусловлена тем, что игра была продана в Черногории в газетном ларьке на правах дешевого заменителя блокнота.

Полные правила не удалось найти по-русски или английски, а на сербском исходно не удалось понять.  Описанные выше правила были выяснены, играя в онлайновую версию. Она была семиколоночная (семь первых описанных выше).

На сербском http://sr.wikipedia.org/sr-el/%D0%88%D0%B0%D0%BC%D0%B1_(%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0)
Онлайновая версия http://yamb.bezumie.com/index.php

Кроме того, в разных описанных в интернете версиях по-разному начисляются очки. Например, есть версия, когда бонус за верхнюю часть таблицы растет в зависимости от того, насколько очки превысили 60.
Вариация с другими колонками (запись после второго броска; нечетные сверху, четные снизу) http://yamb.bezumie.com/index.php

Yahtzee В более простой версии подобная игра называется Yahtzee – там колонка только одна, кубиков пять, и записывать можно в любое место колонки. Правила подсчета очков там другие.

Комбинация «покер» называется там Yahtzee. Если выкинешь ее во второй и так далее раз – можно писать в любое место таблицы, она может заменить, например, стрит. Эта игра хороша тем, что есть ее версия для iPhone. http://en.

wikipedia.org/wiki/Yahtzee

Источник: http://gagin.ru/i/2008/07/07/yamb/

Стихотворный размер стихотворения. Примеры стихотворных размеров

Здравствуйте, уважаемые читатели LITER-RM.RU! Продолжим постигать азы поэтического творчества. Ранее, определившись с тем, как стать поэтом, мы подробно говорили об основах написания стихов, там вкратце упоминали и о стихотворных размерах, но только очень кратенько. Сегодняшняя статья сосредоточена исключительно на  видах стихотворных размеров стиха с приведением конкретных примеров.

Кроме того, настоятельно рекомендую прочитать статью о рифмах и рифмовках: статья эта здесь.

Стихотворный размер стихотворения

Была у меня одна знакомая, которая очень не любила следить за расстановкой ударений в стихотворениях и объясняла это тем, что поэзия идёт от души, а не подчиняется грубой силе литературной теории.

Стоит признаться, что творения её читать было очень сложно, они напоминали маленьких лохматых домовых, которые прячутся от любознательного взора читателя. Точнее от его внимания, литературного вкуса и прочих атрибутов, необходимых при чтении.

Читайте также:  Как уникализировать фото со стоковых сайтов - всё о копирайтинге

Стихи эти не цепляли, не покоряли и оказались невостребованными. Впрочем, человек просто писал для себя, не претендуя на большее.

Со стихотворным размером мы знакомимся ещё в школе, дабы понимать, как тот или иной поэт использует обычное сочетание ударных и безударных звуков для создания особого настроения. Когда же ты пишешь сам, то должен прекрасно понимать: причёсанное и гладкое стихотворение легче воспринимается и больше нравится читателю.

Если же хочется выделить что-то особо, то всегда есть исключения из правил. Но не более того. Отвергать значимость размера стихотворения – это значит, проявлять необъяснимое упрямство и выставлять напоказ своё невежество. Мы же — это люди грамотные, поэтому попытаемся разобраться и в этой области. Надо признаться, весьма непростой.

Помните, что известный Онегин так и не научился отличать ямб от хорея?

Начнём с нескольких важных определений.

Стихотворный размер стихотворения

– это упорядоченное сочетание ударных и безударных слогов.

Стопа – это группа слогов, на один из которых обязательно должно падать ударение. Сколько ударных слогов в строке вы насчитаете, столько стоп и будет.

Различают двусложные стихотворные размеры (сочетание двух слогов) и трёхсложные (сочетание трёх слогов). Есть, правда, и другие, о которых мы упомянем в самом конце.

Двусложные размеры – это как раз те самые ямб и хорей.

Примеры стихотворных размеров

Ямб

Ямб подразумевает сочетание безударного слога с ударным.

Хорей

Хорей – подразумевает сочетание ударного с безударным слогом. Для того чтобы стало понятно, приведём несколько примеров.

Пример ямба:

ОнА всё Ярче, блИже-блИже,

И Оком Ярким, кАк алмАз…

Наблюдаем уверенное чередование безударного слога с ударным, и понимаем, что перед нами ямб. Считаем количество стоп, и вот уже профессионально отмечаем, что имеем дело с четырёхстопным ямбом. Как видно, пока ничего сложного.

            Пример хорея:

МАло, мАло в жИзни скАзок,

МАло Очень в нЕй чудЕс…

Очень хочется верить, что на этом этапе каждый испытал некоторое удовлетворение и стал считать себя гораздо разумнее героя А.С. Пушкина. Что ж… Шагаем дальше.

Трёхсложные стихотворные размеры

  1. В сочетании трёх слогов ударение будет падать на первый. Кстати, если переводить название термина с греческого языка, то мы наткнёмся на слово «палец». Не лишено смысла, если подумать. Автор будто поднимает палец и заставляет прислушаться к последующему шелесту звуков.

дактиль (примеры):

МОлча сижУ, ожидАя сигнАла,

СлЫшен стук сЕрдца да стУк темнотЫ

Если вы определяете шестистопный дактиль, то речь идёт непосредственно о гекзаметре, который известен ещё с античных времён и отлично используется Гомером в его культовых эпических произведениях. Наверное, «Илиада» и «Одиссея» известны почти всем.

  1. Амфибрахий. Уже в самом названии, если руководствоваться переводом, заложена его сущность: «с двух сторон». Ударный слог расположен между двумя безударными.

Амфибрахий (примеры):

Я пОмню звонкИ и порОй тишинУ,

СомнЕния, пОлные рОбких намЁков.

3.

Анапест

– это сочетание трёх слогов, где ударение падает на самый последний. Перевод тоже достаточно любопытный: «отражённый назад».

Анапест примеры:

ГлубокО-глубокО всей душОй

Я вдохнУ запах двУх городОв,

Стоит честно признаться, что в чистом виде размер стихотворения встречается очень редко. Наверное, именно поэтому в качестве примера всегда предлагаются одни и те же стихи, известные по школьной программе.

Всё-таки стихотворение передаёт внутреннюю жизнь человека, веления его души, а значит, оно обязано быть живым. Оно должно дышать, содрогаться, обрываться и делать всё то, что делает обычно лирический герой.

Именно поэтому следует знать два таких термина, как пиррихий и спондей.

Пиррихий – это два безударных слога рядом, спондей – это сочетание двух ударных слогов подряд. Если вы пытаетесь определить размер стихотворения, но в нескольких местах идёт явное нарушение ритма, то есть вероятность, что использован именно один из этих приемов.

Конечно, речь идёт об однократном, двукратном нарушении при условии, что правильное чередование слогов всё-таки просматривается и явно выделяется. В противном случае, когда слоги просто хаотично сплетаются между собой, мы не говорим о стихотворном размере, а заявляем о дилетантстве и непрофессионализме автора.

Впрочем, поспешных выводов никогда делать не следует.

Помимо обозначенных стихотворных размеров, можно упомянуть ещё несколько.

  1. Брахиколон – это самый простой и самый оригинальный стихотворный размер, так как подразумевает наличие только ударных слогов. Естественно, что часто такое не встретишь, однако можно обратиться к поэтам Серебряного века, которые крайне любили новые формы и новые приёмы. Таким вот поэтом-гурманом был и Владислав Ходасевич. Первое четверостишье его творения таково:

Лоб –

Мел.

Бел

Гроб.

  1. Александрийский стих имеет прямое отношение к ямбу. Но есть ряд оговорок: ямб обязательно должен быть шестистопным, а рифмовка – парной. О рифмовке мы говорили совсем недавно.
  2. Логаэд – это союз неодинаковых стоп. Например, ямб будет чередоваться с анапестом или дактилем. Главное условие: правильное повторение той или иной последовательности. Сейчас данный размер не используется или используется редко, однако именно им писались древнегреческие трагедии и лирические песни. В эпоху Серебряного века к подобному размеру пришёл, например, В. Брюсов.

Пожалуй, это то, что действительно необходимо знать каждому начинающему поэту и знатоку литературы. Сколько угодно, можно отрицать теорию и правила, однако они есть, и это факт. Никто не заставляет вас действовать так и не иначе. Мы – это явно творческие люди. Многие из нас – неоспоримые новаторы.

Мы ищем всё новое и пытаемся оставить в истории литературы что-то своё. Это ценно и это очень важно. Но согласитесь, что прежде чем что-то нарушить, прежде чем выступать против чего-то, это что-то надо выучить и знать. В этом нужно разбираться. Это нужно понимать. Поэтому не стоит зацикливаться только на своей оригинальности и постоянно проявлять бунтарский дух.

Мы учимся, а учиться следует всё-таки на лучших образцах. Успехов!

Источник: http://liter-rm.ru/stixotvornyj-razmer-stixotvoreniya-primery-stixotvornyx-razmerov.html

Стихотворные размеры

Формы стихотворного ритма разнообразны. Русское стихосложение опирается на силлабо-тоническую (слогоударную) систему стихосложения.

Силлабо-тоническое стихосложение – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.

Правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Василием Кирилловичем Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и Михаилом Васильевичем Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739).

К середине XVIII века такой способ организации стихотворения стал главенствующим в русской поэзии.

Под стихотворным размером понимают правила чередования безударных и ударных слогов в стихе, иными словами – чередование стоп.

Стопа – это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб – двусложные стихотворные размеры), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест – трёхсложные стихотворные размеры). Стопа является минимальной структурной единицей стиха.

Количество стоп в одной поэтической строке учитывается при определении стихотворного размера. Количество стоп соответствует числу ритмических ударений в одной строке.

В русском стихосложении выделяют пять стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест.

Хорей, или трохей (от греч. horeios – плясовой) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на нечётные слоги. Стопа хорея схематически выглядит так: | – (знаком “|” условно обозначим ударный слог, а знаком “–“ безударный).

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
(А.С. Пушкин)

| – | – | – | –
| – | – | – |

В данном случае перед нами пример 4-стопного хорея. (При этом следует учитывать, что ритмические ударения не всегда совпадают с обычным словесным ударением, и в слове иногда может быть два ритмических ударения – в приведённом примере слово «снежные» обладает двумя ритмическими ударениями. «Лишнее» ритмическое ударение называется пиррихием).

Ямб (от названия древнегреч. музыкального инструмента) – двусложный размер, где ритмические ударения падают на чётные слоги. 

Стопа ямба схематически выглядит так: – |

Мой дядя самых честных правил.
Когда не в шутку занемог…
(А.С. Пушкин)

– | – | – | – | –
– | – | – | – |

В данном случае перед нами пример 4-стопного ямба.

Один из героев романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» — Васисуалий Лоханкин – общался с окружающими исключительно пятистопным ямбом:

Я к вам пришёл навеки поселиться.
Пожар, пожар пригнал меня сюда.
(И. Ильф, Е. Петров)

– | – | – | – | – | –
– | – | – | – | – |
Это пример 5-стопного ямба.

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» написана разностопным ямбом, т.к. в тексте произведения используется разное количество стоп в ямбических строках:

Молчать!
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по летам.
А пуще дочери, да сами добряки.
Дались нам эти языки!
(А.С. Грибоедов)

– |
– | – | – | – | – |
– | – | – | – | –
– | – | – | – | – | – |
– | – | – | – |

Это пример разностопного ямба. В каждой из строк от одной до шести стоп.

Дактиль (от греч. daktilos – палец) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 1-й, 4-й, 7-й и т.д. слоги.
Стопа дактиля схематически выглядит так: | – –

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит…
(Н.А. Некрасов)

| – – | – – | – – | –
| – – | – – | – – |
Это пример 4-стопного дактиля.

Амфибрахий (от греч. amfibrahus – с обеих сторон краткий) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 2-й, 5-й, 8-й и т.д. слоги.
Стопа амфибрахия выглядит так: – | –

К отцу, весь издрогнув, малютка приник.
Обняв, его держит и греет старик.
(В.А. Жуковский)

– | – – | – – | – – |
– | – – | – – | – – |

Это пример 4-стопного амфибрахия.

По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах…
(М.Ю. Лермонтов)

– | – – | – – | –
– | – – | – – |
Это пример 3-стопного амфибрахия.

Анапест ( от греч. anapestos – отражённый назад, т.е. обратный дактилю) – трёхсложный стихотворный размер, где ритмические ударения падают на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. слоги.

Стопа анапеста выглядит так: – – |

Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал…
(Н.А. Некрасов)

– – | – – | – – | –
– – | – – | – – |
Это пример 3-стопного анапеста.

Читайте также:  Синдром одиночки и как побороть страх общения - всё о копирайтинге

Источник: http://mosliter.ru/teoriya/poezia1/stihotvornye_razmery/

Четырехстопный ямб мне надоел (А.С. Пушкин)

Четырехстопный ямб мне надоел (А.С. Пушкин) [Apr. 15th, 2008|01:33 pm]

пирожковая

Несколько замечаний занудно-стиховедческого характера по правилам написания перашков.В правилах пирожковой написано буквально следующее:

ПИРОЖОК — это законченное четверостишие БЕЗ рифмы, БЕЗ больших букв (только строчные), БЕЗ знаков препинания, и только одного стихотворного размера:мой дядя самых честных правил (9 слогов)когда не в шутку занемог (8 слогов)четыре трупа возле танка (9 слогов)дополнят утренний пейзаж (8 слогов)То есть, пирожок должен быть написан четырехстопным ямбом, а количество слогов в строках (9-8-9-8) – строго соблюдаться.

Заметим, что основной упор в этом правиле сделан на количестве слогов (9 – 8 – 9 — 8), а не на стиховом метре – четырехстопном ямбе. Создается иллюзия, что из одного автоматически следует другое. Между тем, это совсем не так. Четырехстопный ямб – это не только определенное количество слогов, но и определенное количество ударений, которые должны быть расположены на определенных местах. Иначе говоря – четырехстопный ямб – это намного более строгое требование, чем просто 9 – 8 – 9 – 8.Приведу пример:

олега в рай культуру в массы исус небрежно написал под заявлением и крестик поставил вместо подписи

Последняя строка в этом пирожке – это не четырехстопный ямб, хотя количество слогов в ней соответствует «номиналу». На самом деле это трехстопный ямб с дактилическим окончанием.Таким образом, имеются ровно две возможности.1.

Изменить правила написания пирожков следующим образом: «пирожок может быть написан только четырехстопным ямбом с чередованием окончаний ж-м-ж-м». Такая формулировка однозначно регламентирует размер, который по факту используется в большинстве пирожков.

В этом случае приведенный выше пример необходимо дисквалифицировать, как несоответствующий правилам.

Для справки, если кто забыл.

Окончания бывают женскими (ударный слог стоит предпоследним), мужскими (ударный слог стоит последним), дактилическими (после последнего ударного слога идут два безударных) и гипердактилическими (после последнего ударного слога идут 3 и более безударных).

2. Изменить правила написания пирожков следующим образом: «пирожок может быть написан любым стиховым метром при условии соблюдения количества слогов в строках: 9 – 8 – 9 — 8». В этом случае мы получим намного менее строгие ограничения. Упомянутый «частично трехстопный» пирожок в эти ограничения впишется без труда. Кроме того, появится возможность использовать другие стиховые метры, поскольку в это требование по количеству слогов можно вписать много всего. Например, можно будет написать трехстопный амфибрахический пирожок типа такого:окрасилось небо багрянцеми волны бушуют у скалв дрезину бухая оксанасо стройки ворует камазИли вот такой анапестический с переменным количество стоп (3-2-3-2):набрели на мешок пирожковстиховеды бездомныеи давай об колено ломатьи от запаха морщитьсяС одной стороны вроде как тут возможностей больше. Но что-то мне подсказывает, что пирожки от этого только проиграют.

Предлагаю остановиться на варианте 1.

Comments:
From: tross
2008-04-15 09:44 am (UTC)

(Link)

Согласный

From: susel_times
2008-04-15 10:04 am (UTC)

(Link)

Ой да не ебите вы мозга-то. Главное в пирожке то, что он пирожок. Если это пирог, то и срать, что в слове «подписи» два ударения появляются. А если не пирог, то хоть обдрочи его технически, пирогом не станет.

From: poetry_def
2008-04-15 10:22 am (UTC)

(Link)

Знакомая реакция. )) Не стоит так расстраиваться, молодой человек. Если вы не поняли, о чем идет речь, то это не обязательно означает, что речь идет о чем-то не имеющем никакого смысла.

(Parent) (Thread) (Expand)(no subject) — fergus_macdubh Expand(no subject) — poetry_def Expand(no subject) — fergus_macdubh Expand(no subject) — filatovkirill Expand(no subject) — imke Expand(no subject) — susel_times Expand(no subject) — poetry_def Expand(no subject) — susel_times Expand(no subject) — zhenshen Expand(no subject) — fergus_macdubh Expand(no subject) — susel_times Expand(no subject) — poetry_def Expand(no subject) — fergus_macdubh Expand(no subject) — poetry_def Expand(no subject) — sohas Expand(no subject) — fergus_macdubh Expand(no subject) — zhenshen Expand(no subject) — sohas Expand(no subject) — cynical_sceptic Expand(no subject) — fergus_macdubh Expand(no subject) — poetry_def Expand(no subject) — sohas Expand(no subject) — poetry_def Expand(no subject) — cynical_sceptic Expand

From: zhenshen
2008-04-15 10:09 am (UTC)

(Link)

Оба варианта отклоняются. Подробней могу ответить вечером, а то с мобильного неудобно.

(no subject) — filatovkirill Expand

From: sohas
2008-04-15 11:49 am (UTC)

(Link)

надо бы спросить у алыча как изобретателя стиля.но я вот что скажу. меня лично «поставил вместо подписи» очень коробят, я считаю это нарушением размера. но, в силу традиций, такие пироги у себя не удаляю. ибо само это нарушение есть в каком-то смысле, выражение некой бунтарской сути пирожка и иногда бывает уместно. опять же отмечу, что если только такое нарушение размера читается именно как нарушение, как искажение, как пародия, а не как расширенная свобода. в этом случае и читаться пирог должен как бы с двумя ударениями — первое продиктовано традиционным звучанием употребляемых в пирожке слов, а второе — определяемым стилем размером и ритмом. такие нарушения размера часто являются индикаторами примитивистских тенденций в пирожках, как если бы пирожок написал ребёнок, ещё не до конца освоивший мелодику и ритмику стихосложения.иногда ритмические нарушения в принципе невозможно прочесть двоякоартикулированными. в этих случаях я всегда удаляю пирог.особенно часто этот приём использует аху, иногда он встречается у покемона и женьшень, несколько раз наблюдался у заюшки и даже вера, кажется, его использовала.

мою точку зрения в отношении к ритмо-размерной маргинальности в пирожках, но несколько другими словами, выразил сусель таймс, если я, конечно, правильно его понял.

From: poetry_def
2008-04-15 12:00 pm (UTC)

(Link)

Давайте проверим, правильно ли я вас понял. Получается, что пирожок должен быть написан четырехстопным ямбом, но при этом допускаются искажения. В том случае, если они воспринимаются именно как искажения четырехстопного ямба — «ошибки» при его использовании. Нельзя написать пирожок амфибрахием. Но «поломанным» четырехстопным ямбом — пожалуйста.Это кажется вполне разумным. Может быть стоит это отразить в правилах?

Правда тут же возникает еще один вопрос. Откуда тогда такие строгости с количеством слогов? Может и тут разрешить искажения?

(Parent) (Thread) (Expand)Re: ни на что не претендующие рассуждения вслух — sohas ExpandRe: ни на что не претендующие рассуждения вслух — poetry_def ExpandRe: ни на что не претендующие рассуждения вслух — sohas ExpandRe: ни на что не претендующие рассуждения вслух — poetry_def ExpandRe: ни на что не претендующие рассуждения вслух — sohas ExpandRe: ни на что не претендующие рассуждения вслух — poetry_def ExpandRe: ни на что не претендующие рассуждения вслух — sohas ExpandRe: ни на что не претендующие рассуждения вслух — poetry_def ExpandRe: ни на что не претендующие рассуждения вслух — sohas ExpandRe: ни на что не претендующие рассуждения вслух — poetry_def ExpandRe: ни на что не претендующие рассуждения вслух — sohas ExpandRe: ни на что не претендующие рассуждения вслух — poetry_def ExpandRe: ни на что не претендующие рассуждения вслух — sohas ExpandRe: ни на что не претендующие рассуждения вслух — poetry_def ExpandRe: ни на что не претендующие рассуждения вслух — sohas ExpandRe: ни на что не претендующие рассуждения вслух — poetry_def ExpandRe: ни на что не претендующие рассуждения вслух — sohas ExpandRe: ни на что не претендующие рассуждения вслух — poetry_def ExpandRe: ни на что не претендующие рассуждения вслух — sohas ExpandRe: ни на что не претендующие рассуждения вслух — poetry_def ExpandRe: ни на что не претендующие рассуждения вслух — sohas ExpandRe: ни на что не претендующие рассуждения вслух — poetry_def Expand

(Deleted comment)

Re: ни на что не претендующие рассуждения вслух — poetry_def ExpandRe: ни на что не претендующие рассуждения вслух — zhenshen ExpandRe: ни на что не претендующие рассуждения вслух — sohas ExpandRe: ни на что не претендующие рассуждения внюх — alexandra_val ExpandRe: ни на что не претендующие рассуждения внюх — sohas Expand

From: mishanya2004
2008-04-15 03:34 pm (UTC)

(Link)

Спасибо, очень интересно про поэтические размеры, в школе что-то рассказывали, но всё забыл нафик. По сути предложения: думаю, не стоит ничего менять. Потому что и так неплохо.

From: poetry_def
2008-04-15 04:14 pm (UTC)

(Link)

А вот это, конечно, правильно. Проблемы следует решать по мере их возникновения.

From: zhenshen
2008-04-15 04:14 pm (UTC)

(Link)

я добралась до домашнего интернета и могу обстоятельно вам ответить.
В первую очередь, хоть и оффтоп: я очень рада, что именно вы появились здесь и стали писать пирожки. ваши пирожки очень заметно выделяются на фоне многих других — они вкусны и будут, надеюсь, ещё вкуснее.

From: zhenshen
2008-04-15 04:34 pm (UTC)

(Link)

По существу.Раньше, до ужесточения Сохасом правил (а он известный душитель свобод), самые талантливые пирожковцы бурно экспериментировали с размером. Это давало очень интересный эффект. На мой взгляд, одно из основных отличий пирожка от любого другого стихотворения — в том, что он (в идеале) вызывает у читателя замешательство, удивление, легкое непонимание. Разрывает шаблон, если угодно. Абсурдностью ли смысла, неожиданным ли построением фразы — автору решать. Так вот, неожиданный сбой ритма может, в умелых руках, служить именно этой цели. Такой прием нередко используется и в обычных стихах — например, рифма вдруг пропущена, или размер резко сменяется на другой.Кроме того, бывает, тупо, такое, что в данной строчке, в данном пирожке, тебе нужно именно это слово, и никакое другое. Оно идеально по смыслу и звучанию. Остальные замены будут жалким компромиссом. И жертвовать этим словом ради ударения — батенька, помилуйте.Вот почему в стихах, и в пирожках в том числе, бывают случаи, достойные исключения из правил. Даже суровый Сохас несколько раз за всю историю всё же допускал рифму(!) и даже мат.

Разрешить вольности в размере в тексте правил я не могу, поскольку это повлечет волну злоупотреблений. Но если талантливый автор допускает трехстопную строку — это не помешает мне поставить ему плюс.

(no subject) — zhenshen Expand(no subject) — poetry_def Expand(no subject) — sohas Expand

From: (Anonymous)
2008-04-15 05:27 pm (UTC)

(Link)

приветики всем в этом чате!

tequilaman

Источник: https://pirozhki-ru.livejournal.com/171115.html

Ссылка на основную публикацию