Что такое метафора: примеры из литературы — всё о копирайтинге

Метафора: что это такое и примеры из литературы

Автор: Елена Никитина

24 января 2018 в 09:35

Добрый день, друзья-читатели и сочинители!

С вами Елена Никитина, и сегодня на повестке дня метафора. Поговорим о том, что это такое, как ее обнаружить в тексте и для чего используется этот художественный прием.

Пишущая публика сталкивается с необходимостью сделать свое творчество более привлекательным. Для этого применяются различные средства выразительности, или тропы.

Тропы (от древнегреческого τρόπος — оборот) — фразы, употребленные в переносном значении (объект описания наделяется свойством другого объекта). Они используются для создания художественной образности.

Основными тропами считаются метафора и метонимия. Кроме этого, существует аллегория, иносказание, эпитет, синекдоха, сравнение, олицетворение, гипербола, литота, ирония, катахреза.

Первые три из них многие ученые склонны рассматривать как частные случаи нашего предмета рассмотрения. Теперь о том, что означает слово «метафора».

Значение термина

Впервые данное обозначение предложил Аристотель, сформулировавший следующее определение.

Но ученый понимал метафору очень широко, включая в нее метонимию. С течением времени лингвисты сузили значение понятия, добавив, что перенос значения основан на подобии.

Таким образом, мы понимаем метафору как троп, описывающий один предмет при помощи названия или признаков другого, схожего. Говоря кратко, уподобление по сходству.

Вот пример с объяснением:

Колосья сравниваются с войском, а сила ветра – с кистенем, т. е. природные объекты уподобляются объектам человеческого мира и рукотворным предметам.

Этот троп соединяет несоединимое по признаку цвета, объема, формы, фактуры, назначения предметов, а также вызываемых ими ощущений и ассоциаций:

В самом деле, стихии огня и воды достаточно далеко отстоят друг от друга — их сводит воедино только уникальная авторская метафора. В обычной речи мы сказали бы: в плеске прибоя.

Метафора «в чистом виде» не называет сравниваемый объект, но он легко восстанавливается из контекста, как показано выше. Иногда (в данном случае — чтобы показать нарастание тактильных ощущений персонажа) ей предшествует сравнение — его легко можно обнаружить по союзам как, словно, будто и др.

Тестом называется тело грузной купчихи Чеботарихи, о чем несложно догадаться, читая отрывок.

Классификация

На самом деле, существуют разные виды метафор, и образная – та самая, о которой ведем речь, – лишь кусочек пирога. Но зато самый лакомый.

Образ – это отражение внешнего мира в нашем сознании. В сознании поэтов он отображается несколько иначе – потому-то мы не перестаем удивляться яркости, неожиданности их метафор:

Чем более удалены друг от друга, не похожи между собой предметы, сопоставленные в метафоре, тем более сочной и запоминающейся она получается.

Образ здесь может вмещаться в слово, выражаться словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством (смысловым отрывком текста, состоящим из одного или нескольких абзацев, скрепленных общей темой), распространяться на главу или даже разворачиваться в пределах большого произведения (как, например, представление людей как марионеток в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия»).

Вот тут мы подходим к видам метафор.

По восприятию выразительности выделяют резкую (живую: крылья огня) и стертую (забытую, неосознаваемую: ножка стула) метафору. К последней близка метафора в виде формулы – она представляет собой застывшее выражение: книга жизни, чаша бытия.

В отдельный вид (и это уже по объему) просится развернутая метафора, которая охватывает весь фрагмент речи, как в стихотворении:

Реализованная метафора используется для создания комической ситуации, часто представляет собой понимаемый буквально фразеологизм:

Или вот еще: Ушел в себя, вернусь не скоро.

Функции

Зачастую люди используют метафору неосознанно (например, стертую). Каковы же ее функции в сознательном употреблении?

Сопоставление одного и того же предмета с различными явлениями позволяет дать ему совершенно разную оценку. Хорошо работает на выявление этой оценки метод ассоциаций: для одних, например, школа – это тюрьма, для других – большая семья.

Наряду с образностью, говорящий может вызвать у собеседника какие-либо эмоции и, что часто бывает, породить новый образ: Отелившееся небо лижет красного телка. (С. Есенин). Сравнение месяца с новорожденным теленком вызывает нежность, умиление, теплоту.

Так, например, действие, обычно называемое одним словом, именуется несколькими: дурачиться – валять дурака, валять Ваньку и т. д. В контекст фразы вводится новый объект, а речь приобретает выразительность.

Позволяет заметить в предмете главное либо открыть новые его стороны: Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. (Мф. 5:13).

  • Я бы еще выделила мнемоническую функцию, вытекающую из предыдущей.

Иногда метафора облегчает понимание и запоминание. Классический школьный пример: Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам.

История метафоры

Если углубляться в историю языка, все наши переносные и вторые словарные значения, такие как ручка двери и горлышко бутылки в прошлом были метафорами. Первый произнесший их художник слова, как и его слушатели, осознавал образность фразы. И настолько всем она понравилась, что прочно закрепилась в языке и утвердилась в качестве единственно возможного варианта наименования предмета.

Более того, так образовывалось едва ли не каждое привычное нам слово. Так, выдающийся ученый А. А. Потебня приводит в пример слово окно: когда-то оно образовалось от слова око, т. е. в поэтическом представлении наших предков связывалось с очами дома.

Именно это метафорическое представление о слове (названное Потебней внутренней формой) и закрепилось в русском языке (а также в чешском, польском, словенском, словацком), в отличие, например, от английского window, образованного от wind (ветер). Кстати, в родственном нам болгарском окно звучит как прозорец, что тоже передает идею взгляда.

И сейчас, как во все времена, метафора принимает живое участие в творении повседневной речи, а вместе с ней – и реальности. Ибо, как сказал В. Гумбольдт, мы воспринимаем мир не иначе как сквозь призму языка, на котором говорим. Да-да, язык не только выражает, но и формирует наши понятия. Кому интересно подробнее, почитайте в интернете о языковой картине мира этноса.

Возвращаясь к теме, напомню, что наименования таких знакомых предметов, как компьютерная мышь и значка @ (собака) – тоже метафоры, только стертые, неосознаваемые как образные выражения. Тем более, поэтичность совсем забудется, когда проводные мышки окончательно исчезнут из употребления.

В разные времена метафора может осознаваться по-разному. Может утрачивать, а может приобретать выразительность.

Так, в повторяющейся строчке из гомеровской «Одиссеи»:

Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос… (Перевод В. Жуковского)

для нашего восприятия заря в образе молодой девушки и солнечные лучи в виде ее пальцев определенно метафоричны. Но для древних греков все было иначе. Их божества вначале отождествлялись с природными стихиями, а затем стали антропоморфны (приняли человеческий облик). И эллины верили, что каждое утро сама богиня Эос показывается над горизонтом, а тонкие розовые облачка – ее персты.

Сфера применения

Метафора — главный из тропов, т. к. она рождает яркие, интересные, неожиданные образы.

Перенос значения глубже и тоньше передает чувства, эмоции, ощущения героя (иногда равного автору), а потому широко используется в литературе и публицистике.

Однако не стоит думать, что этими сферами ее употребление ограничено. Человеку свойственна потребность в образности – недаром ей богато украшены народные пословицы и поговорки:

  • В каждой бочке затычка.
  • Моя хата с краю.
  • В тихом омуте черти водятся.

Неизменным успехом у слушателей пользуются рассказчики, уснащающие свою речь различными тропами. Следовательно, в разговорной речи без них не обойтись. Метафора проникает даже в жаргон: получить по тыкве.

В ораторском искусстве для влияния на аудиторию этот прием незаменим. Что уж говорить о рекламе!

Чем ярче образ товара, тем сильнее он воздействует на потребителя. В рекламе важно задействовать именно чувственное восприятие целевой аудитории, что и достигается при помощи данного тропа.

К примеру, слоган — Тамада грузинских вин, придуманный для вина фирмы “Тамада”, создает богатый ассоциативный ряд с щедрым застольем, весельем, знаменитым грузинским гостеприимством, широтой души и т. д., попутно метафорически представляя названную марку как главаря пиршества.

Способ обнаружения

Если возникает вопрос, как найти метафору в тексте, можно поступить следующим образом:

Бывает, сразу обращает на себя внимание яркий образ, упоминаемый неоднократно. Это развернутая метафора. Как правило, ее видно сразу, потому что она раскрывается с новых сторон во многих фрагментах произведения, как в примере про море (несколько раз упоминается слово конь, упоминаются конские гривы, глаголы, означающие свойственные лошадям быстрые движения и т. д.)

  • Найдите слова в переносном значении.

Чтобы убедиться в своей правоте, попытайтесь представить образ буквально (войска золотого цвета, стоящего в поле и разметаемого кистенем, в реальности не существует). Если в реальности предметы не состыковываются между собой, перед вами переносное употребление. Окончательно проверить себя можно по толковому словарю.

  • Установите, что скрыто за переносным значением.

Так, клавишей стая — это, как минимум, октава, как максимум — все клавиши фортепиано. Здесь в переносном значении употреблено слово стая, т. к. клавиши уподобляются птицам (а само стихотворение описывает игру на фортепиано), но никак не наоборот.

  • В “классической” метафоре сравниваемый предмет не называется.

С горошинами сравниваются брызги, но они не упоминаются в тексте.

Тогда как в другом отрывке этого же стихотворения мы видим сравнение:

Это тоже разновидность метафоры, но ее принято классифицировать отдельно.

  • Подумайте, по какому признаку сопоставлены два понятия.

Если по цвету, форме, объему, издаваемому звуку, тактильным ощущениям — это сходство. Перед нами метафора. Если по отношениям: материал — предмет, из него изготовленный (она блистала каменьями, т. е. украшениями из камня), действие — орудие действия (все решит меч, т. е. битва) и пр., это отношения смежности. Перед нами метонимия.

Повседневная польза

Метафора существует не только на страницах книг. Она живет в воображении своего создателя. Чем более развито воображение, тем более метафорично мыслит и живет человек. Зачастую такой способ мировосприятия помогает творить не только художественные произведения, но и собственную реальность. Как минимум – формировать отношение к окружающей действительности.

Помню, в студенческие годы мне было проще переносить различные неурядицы, осознавая свою жизнь как кино. Что характерно, такая ассоциация у меня присутствовала и в детстве (под влиянием модных «мыльных опер»), только не совсем отчетливо понималась.

Рожденный примерно на втором курсе «манифест актрисы», неоднократно вспоминаемый впоследствии, помогал мне справляться с разными стрессами:

Метафоры стимулируют правое полушарие, отвечающее за образное восприятие. Емкий образ вызывает в сознании чувственно воспринимаемые ассоциации.

Это не только способствует творческому развитию, но и помогает решить трудные логические задачи. Так наши предки соорудили сложные технические механизмы, наблюдая за строением животных и птиц.

Читайте также:  Как написать текст для лендинга: на примере моего проекта - всё о копирайтинге

Используя метафоры и аналогии, мы порой неожиданно для себя находим выход из ситуации.

Это выразительное средство помогает погрузить человека в транс и наладить общение с ним. Не случайно на метафорах основаны различные магические тексты, например, заговоры:

Месяц в небе, солнце в дубе, червяк в зубе. Аминь, аминь, аминь.

В межличностном общении использование пословиц, поговорок (не без участия данного тропа) помогает выразить свою мысль твердо, не обижая собеседника:

  • На чужой каравай рот не разевай.
  • Под лежачий камень вода не течет.

На уроках литературы подмечается, как троп раскрывает внутренний мир автора:

В одном емком слове акафист (радостная хвалебная песнь в честь святых) и мировосприятие, и жизненный путь поэта-монаха.

Но ведь люди пользуются метафорами и в обычной жизни. Наблюдение за излюбленными выражениями собеседника, пусть не его собственными, позволяет сделать выводы о его характере, темпераменте, ценностях, кругозоре.

Так, использование «военных» терминов (победа, поражение, атака, наступление): мама меня атакует, я сегодня победил математичку – получил «пятерку». – и т. д. говорит о важности физической и моральной силы для человека.

Изучив речевое поведение собеседника (т. е. его частые выражения, темп и характер высказываний (конструкцию предложений, их объем)), мы можем немного подстроиться под него для облегчения диалога. Мне помогало в работе с умственно отсталыми детьми.

Не случайно метафоры используются в притчах, помогая создать сильные, понятные и запоминающиеся образы, и в детских жанрах фольклора – для развития образного мышления малышей.

Кузница метафор

Как мы видим, повседневная человеческая деятельность без метафор не обходится. Еще важнее правильно использовать этот троп в словесном творчестве, чтобы научиться писать красиво. Любители чтения, а тем паче сочинения, согласятся, что пара-тройка емких фраз освежает, ободряет текст, добавляет ему привлекательности.

Как же сотворить яркие метафоры, украшающие тексты?

По словам А. А. Потебни, «искусство есть деятельность», т. е. поэзия не отображает готовые, а творит новые идеи. Поэтому сложно специально сочинять метафору. Невозможно метафорой отразить существующее – его надо заново выдумать.

Нет, разумеется, описывая море, мы не выдумываем его – оно прекрасно существовало и до нас – мы просто каждый раз придумываем новый его образ. Уверена, для многих бальмонтовское сопоставление прибоя с пожаром, приведенное выше, было весьма неожиданным. Для меня – точно.

Как и в любом творчестве, нужен источник вдохновения. Это не только сама окружающая действительность, но и ее описание классиками и современниками. Больше читайте интересных текстов – и рука сама потянется сотворить нечто не хуже.

Очень хорошо, если вдохновляющее творчество будет разноплановым. Потому что восточная цветистость речи (Он свернул ковер нетерпения и уложил его в сундук ожидания. Л. Соловьев. Повесть о Ходже Насреддине) – это одно, есенинская природная образность – совсем другое, а выразительность современных авторов – третье. Механизм мышления, традиции и, следовательно, результат отличаются.

Из современников меня очень вдохновляет (как удобно, что далеко ходить не надо!) творчество моей бывшей одногруппницы Ольги Юрьевой.

Пусть это (пока еще) не признанный автор, но пожелаем ей успеха. А вообще учиться можно не только у великих. Многие художники создают шедевры по мотивам творчества своих детей.

Читая понравившийся текст, задумывайтесь над тем, как создана метафора. С чем сравнивается предмет? А с чем бы сравнили его вы? Попробуйте записать на листочке несколько ассоциаций. Впоследствии к списку можно вернуться, чтобы дополнить его или почерпнуть идею.

Если вам повезло найти творческое общество (хотя бы в лице одного друга), устройте мозговой штурм. Это помогает хорошо. Мои воспитанники из интерната в игре в ассоциации выдавали мне замечательные результаты.

Если собственно метафоры, т. е. скрытые сравнения, даются не очень легко, попробуйте придумать побольше «обычных» сравнений и трансформировать их в метафоры.

Возможно, поначалу ничего, на ваш взгляд, оригинального не получится. Как говорится, терпенье и труд все перетрут.

Все же, творя образ, достойный включения в текст, не забывайте, что до вас его могли сотворить другие. Очень часто в нашей поэзии глаза сравниваются с озерами:

Или:

И по запросу Яндекса найдется немало поэтических сопоставлений.

Есть даже рекомендации по составлению комплимента с этой метафорой.

Поэтому, как бы ни манила неисчерпаемая бездонность озерного образа, попробуйте переключиться на другие варианты:

Или так: эти глаза напротив — калейдоскоп огней… (Т. Сашко)

Кстати, интересно, какие ассоциации с глазами родятся у вас. Делитесь в комментариях!

В заключение – замечательное метафорическое пожелание всем творящим:

С уважением, Елена Никитина

Источник: https://iklife.ru/dlya-novichka/chto-takoe-metafora-s-primerami.html

Что такое метафора? — База ответов на любые вопросы

Каждый из нас слышал хотя бы раз в жизни слово «метафора», но не все знают, что оно означает.

Метафора – профессиональный термин тех, кто по роду занятий имеет дело с устной или письменной речью: писателей, журналистов, филологов, литературоведов и т.д. Образовано оно от греческого metaphorá, что означает перенесение.

Что такое метафора — краткое определение
Примеры метафоры в литературе
Что такое развёрнутая метафора?

Согласно определению, метафора – это художественный прием, который основан на перенесении названия одного предмета или явления на другой. При этом возникает невольное сравнение обоих предметов, которое способствует более полному пониманию сути высказывания.

Термин «метафора» был введен в обращение древнегреческим философом Аристотелем, который считал, что искусство должно быть подражанием реальной жизни.

Метафора может быть в виде:

— оборота речи, который использует перенесение смысла слов с одного понятия на другое;

— косвенного сообщения в виде небольшой истории или образного сравнения.

В любой метафоре можно выделить три смысловых элемента:

— Предмет сравнения (что сравнивается);

— Образ сравнения (с чем сравнивается);

— Признак сравнения (на основании чего сравнивается).

Метафора является одним из старейших художественных приемов, используемых в литературе. Наиболее широко она применяется в поэзии, где метафорические выражения и образы встречаются буквально в каждом произведении. Всем нам известна с детских лет новогодняя песенка о елочке:

В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.

Если рассуждать объективно, ель не может «родиться» — она вырастает из семян. Но с помощью метафоры, сравнивающей елочку с ребенком, создается яркий, запоминающийся образ, понятный даже маленьким детям.

В стихотворении С.Есенина «Черемуха» метафоры используются практически в каждой строфе.

Черемуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Куст черемухи здесь сравнивается с девушкой, завивающей свои волосы, чтобы стать еще красивее.

А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Цвет воды в ручье сравнивается с драгоценным металлом – серебром.

Этим сравнением поэт наиболее полно передает чистоту воды в ручье и его журчание, похожее на перезвон серебра. Ручей «бежит» — эта метафора демонстрирует быстрое течение водяных струй.

Черемуха душистая Развесившись, стоит, А зелень золотистая

На солнышке горит.

Разумеется, зелень не горит – это выражение используется для того, чтобы более отчетливо передать сияние солнечных лучей на молодой черемуховой листве.

Ручей волной гремучею Все ветки обдает И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

В этой строфе используется сравнение ручья с молодым человеком, который, ухаживая за понравившейся ему девушкой, поет ей песни. В роли девушки в этом сравнении выступает черемуха.

Различают два вида метафор: сухие и развернутые. Сухие метафоры не создают художественный образ, а перенос свойств в них служит лучшему пониманию предмета. Примерами могут служить выражения «глазное яблоко», «ножка стула», «клубничные усы».

Напротив, развернутая метафора – это художественный прием, позволяющий наиболее полно раскрыть суть изображаемого предмета или явления. Перенос понятий в развернутой метафоре осуществляется на протяжении достаточно большого фрагмента фразы или даже всего текста. Ярким примером развернутой метафоры может служить строфа из романа в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.

У ночи много звезд прелестных, Красавиц много на Москве. Но ярче всех подруг небесных Луна в воздушной синеве. Но та, которую не смею Тревожить лирою моею, Как величавая луна, Средь жен и дев блестит одна. С какою гордостью небесной Земли касается она! Как негой грудь ее полна! Как томен взор ее чудесный!.. Но полно, полно; перестань:

Ты заплатил безумству дань.

В этой строфе осуществляется последовательное сравнение красавиц Москвы и возлюбленной поэта со звездным небом и луной.

Эта метафора позволяет ему не только подчеркнуть достоинства любимой женщины, но и дать читателю представление о силе чувств поэта, для которого все остальные красавицы служат только фоном, а избранница – сияющим светилом.

Использование метафор в устной и письменной речи обогащает язык, способствует лучшему пониманию смысла фраз и способствует развитию творческих способностей.

Источник: http://www.mnogo-otvetov.ru/literature/chto-takoe-metafora/

Что такое метафора в русской литературе и языке: примеры предложений с развернутыми и скрытыми сравнениями, способы их определения

Русский язык богат художественными приемами, среди которых лидирующее место занимают метафоры. Подобные речевые обороты используется как в художественной литературе, так и в повседневном общении. Дадим определение понятия и рассмотрим особенности употребления выражений в переносном смысле.

Характеристика

Несмотря на разницу формулировок в разных словарях, все толкования едины в том, что метафора – это оборот речи в переносном смысле на основе схожести.

Слово имеет греческие корни и обозначает «перенос», «переносное значение». Это могут быть отдельные словоформы либо словосочетания, а иногда и предложения, которые используются в непрямом значении.

Перенос чаще всего основан на схожести свойств, признаков, внешних проявлений, действий.

Механизм формирования метафоры состоит из трех этапов:

  • сравнение,
  • сопоставление,
  • выделение общего.

Необходимо выделить схожие черты двух понятий. Так, понятие «зеркало реки» возникло как результат сравнения речной воды с зеркалом, в котором отражаются разные предметы. Происходит сопоставление общих черт, по которым вода похожа на зеркало. В связи с этим появилось понятие — скрытое сравнение.

Важно! Сравнения и метафоры не являются тождественными понятиями. Во втором случае выражаются традиционные, устоявшиеся схожие признаки.

Эволюция понятия

На вопрос, что такое метафора в литературе, пытались найти ответ еще древние философы. Первым значение слова метафора раскрыл Аристотель.

Философы древности полагали, что подобный литературный прием связан непосредственно с природой, и его использование не является чем-то особенным. Подобные приемы использовали в обыденной разговорной речи, потому не было необходимости как-то называть данное понятие.

Древние философы рассмотрели в нем решение проблемы недостатка слов, поэтому позже значение слова метафора стало приобретать негативный оттенок.

Полагали, что данный литературный прием мешает поиску истины и поэтому вреден для науки.

Несмотря на все разногласия, метафорические выражения продолжали существовать, но основной сферой их применения стала поэзия.

Как отдельную часть речи ее стали воспринимать в 20 веке, когда расширились рамки использования данного художественного приема, что повлекло за собой возникновение новых жанров литературы – аллегории, пословиц и загадок.

Читайте также:  Актуальность рерайтинга в наши дни - всё о копирайтинге

Функции

В русском языке, как и во всех других, метафора играет важную роль и выполняет следующие основные задачи:

  • придание высказыванию эмоциональности и образно-экспрессивной окраски;
  • наполнение словарного запаса новыми конструкциями, фразеологизмами и лексическими оборотами (номинативная функция);
  • яркое необычное раскрытие образов и сути.

Благодаря широкому употреблению данной фигуры, появились новые понятия. Так, метафорически значит иносказательно, образно, фигурально, а метафорически выраженный означает использованный в непрямом, переносном значении. Метафоризм – использование метафор для изображения чего-либо.

Разновидности

Нередко возникают трудности с тем, как определить данный литературный прием и отличить его от других. Определить метафору можно по наличию:

  • подобия по пространственному расположению;
  • подобия по форме (шляпка женщины – шляпка у гвоздя);
  • схожести внешней (швейная игла, игла ели, игла ежа);
  • переноса какого-либо признака человека на предмет (немой человек – немое кино);
  • подобия цвета (золотое колье – золотая осень);
  • схожести деятельности (горит свеча – горит лампа);
  • подобия положения (подошва сапога – подошва скалы);
  • схожести человека и животного (баран, свинья, осел).

Все вышеперечисленное является подтверждением того, что это скрытое сравнение. Предложенная классификация указывает, какие бывают виды метафор в зависимости от схожести понятий.

Важно! Художественный прием имеет свою специфику в разных языках, поэтому по значению может отличаться. Так, «осел» у русских людей ассоциируется с упрямством, а, например, у испанцев — с трудолюбием.

Выразительное средство классифицируют по различным параметрам. Предлагаем классический вариант, который существует еще с античности.

Метафора может быть:

  1. Резкая – на основе сравнения разных, почти несовместимых понятий: начинка высказывания.
  2. Стертая – та, которая не расценивается как фигуральный оборот: ножка стола.
  3. Иметь вид формулы – подобно стертой, но имеет более размытые грани фигуральности, нефигуральное выражение в этом случае невозможно: червь сомнения.
  4. Реализованная – при использовании выражения не учитывается его фигуральный смысл. Часто реализуется комическими высказываниями: «Я вышел из себя и вошел в автобус».
  5. Развернутая метафора – оборот речи, который строится на основе ассоциации, реализуется на протяжении высказывания, распространен в литературе: «Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими…». В поэзии тоже занимает особое место: «Вот охватывает ветер стаи волн объятъем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы…» (М. Горький).

В зависимости от степени распространенности бывают:

  • общеупотребительные сухие,
  • общеупотребительные образные,
  • поэтические,
  • газетные образные,
  • авторские образные.

Примеры выражений

Литература изобилует предложениями с метафорой примеры в русском языке:

  • «В саду горит костер рябины красной» (С. Есенин).
  • «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы…» (А. Пушкин)
  • «Она поет — и звуки тают…» (М. Лермонтов) – звуки тают;
  • «…Плакала трава…» (А. Фет) – плакала трава;
  • «Пора золотая была, да сокрылась» (А. Кольцов) – золотая пора;
  • «Осень жизни, как и осень года, надо благодарно принимать» (Э. Рязанов) – осень жизни;
  • «Прапорщики воткнулись глазами в царя» (А. Толстой) – воткнулись глазами.

Это один из наиболее употребляемых образов в речи. Особое место занимает поэзия, где образность выходит на первый план. В некоторых произведениях эти речевые обороты встречаются на протяжении всего повествования.

Яркие примеры метафоры в литературе: глухая ночь, золотая голова, ежовые рукавицы, золотые руки, железный характер, каменное сердце, как кот наплакал, пятое колесо в телеге, волчья хватка.

Метафора

Откуда взялась метафора? [Лекции по литературе]

Вывод

Прием переноса схожих качеств с одного понятия на другое часто используется в повседневной речи. Найти множество примеров в художественной литературе, прозе и поэзии, также не составит труда, ведь этот оборот речи является основным в любом литературном произведении.

Источник: https://uchim.guru/literatura/bogatstvo-russkogo-yazyka-chto-takoe-metafora-v-literature.html

Как украсить текст интересной метафорой?

Фантазийная метафора

Сегодняшний пост посвящен метафоре, которая может не только по-настоящему украсить любой текст, но и облегчить понимание его сути и смысла.

Суть метафоры

Что такое метафора? Это неназванное сравнение предмета, явления или процесса с чем-то более простым и легким для понимания.

Метафора заставляет работать воображение читателя, превращая текст в простое и интересное чтиво. Суть метафоры заключается в сравнении 2 предметов по одному признаку.

Например, есть у Стивена Кинга метафора «цветы крови, расцветающие на белой скатерти». Цветы и кровь – совершенно разные предметы, но есть общий признак в их поведении в конкретном случае. Цветы распускаются медленно, открывая взору весь цвет бутона. Пятна крови на скатерти тоже расплываются медленно, и чем они больше, тем ярче (сильнее бросаются в глаза).

Кроваво-красные цветы

Часто суть метафоры сводится к переносу свойств неодушевленного предмета на одушевленный и наоборот.

Признаки сходства сравниваемых вещей могут быть самые разные: от цвета, формы, звука до функций, поведения, впечатления.

Мы не говорим, «дым идет кружочками», но «дым идет колечками». Таким образом, объединяется кольцо, одеваемое на палец, и дым. Признак сходства лишь один – форма.

Роль метафоры в тексте

Не стоит умалять роль метафоры в тексте. Она придает любому тексту (художественному, публицистическому, рекламному) выразительность, неповторимость, образность.

Я считаю, особенно метафора важна в текстах, рекламирующих и продающих сложные товары, понять функции и характеристики которых рядовому потребителю без визуального и тактильного контакта просто нереально. А если применить нужную метафору, то суть предложения поймет даже блондинка из анекдота. Также важна метафора при продаже товара, который сложно оценить дистанционно, например, духи.

Пример метафоры в рекламе:

«Черная магия, магия духов, магия ночи» (франц. духи «Черная магия»)

«Источник вдохновения» (мобильные «Siemens»)

«Легкий путь к красоте!» («Орифлейм»)

«Новейшее средство против старения. Вашей машины… Для здоровья мотора» (моторное масло «U-Tech»)

«Революция цвета для губ» (помада «Ревлон»)

«Ваша пристань в океане мебели!» (мебель «Калипсо»)

«В животе ураган? Принимай «Эспумизан!»

«Зов свежести!» (дезодоранты «Fa»)

«Окунись в прохладу Lipton Ice Tea»

Как видите, метафоры в рекламе и рекламных текстах очень популярны. Они помогают взбудоражить сонный мозг потребителя и в особо удачных случаях намертво впечатываются в память. Сделать торговую марку узнаваемой и популярной – одна из главных функций метафоры в рекламе. Что мешает вам украсить свои тексты инетересной метафорой?

Дмитрий Кот в своей книге «Копирайтинг. Как не съесть собаку» дает свой рецепт составления интересных метафор. Он предлагает взять две несопоставимые вещи и сравнить их в одном предложении.

Метафора на рекламном билборде

Чтобы еще лучше понять суть метафоры, предлагаю к изучению следующие примеры.

Примеры метафоры в политике

В.Путин жжет метафорами:

«Мы не будем вести переговоры (со странами Балтии) на платформе каких-либо территориальных претензий. Не Пыталовский район они получат, а от мертвого осла уши»

«Что касается различных слухов по поводу моего денежного состояния, я смотрел некоторые бумажки на этот счет. Это просто болтовня, которую нечего просто обсуждать. Чушь. Все выковыряли из носа и размазали по своим бумажкам »

Источник: http://fly-writer.ru/interesnye-metafory-slovooboroty/

Что такое метафора, примеры из русского языка и литературы

Как часто вам встречаются люди, умеющие говорить чистым русским языком, без повторений и банальщины, так, чтобы загипнотизировать собеседника с первых слов, и накрыв потоком мысли, пронести его до самого конца диалога, не давая упускать нить разговора и внимательно наблюдая за тем, что излагаемый текст интересен слушателю?

Зачастую, опытные дикторы, писатели и люди, чья профессия, так или иначе, связана с коммуникацией и литературой, умеют произвести такое впечатление на собеседника, находить его слабые места.

Удаётся им это благодаря множеству различных уловок в том числе, при использовании литературной речи — троп. Одной из троп, что помогают сделать высказывание ярче, сочнее и образней является метафора.

И мы попытаемся понять, что же это такое, и в чём её суть и значение.

История метафоры

Хотелось бы написать что-то о зарождении метафоры, но, к счастью, или, наоборот, это невозможно. Она зародилась, пожалуй, вместе с языком, фантазией, да и с человеком в принципе. С ним же она росла и развивалась.

Так что такое метафора в литературе? Если рассматривать этот вопрос наименее подробно, то, можно сказать, что это сравнение, но, копнув глубже, определение окажется для вас более обширным.

Метафора — образное сравнение одного предмета с другим на основе каких-либо свойств, это правило, кстати, футуристы старались максимально обходить и игнорировать. Значение этой тропы для них — передача чувств, эмоций и находящихся перед взором картин читателю.

Примеры эпатажа футуристической метафоры в стихотворениях Маяковского не счесть, поэтому на нём и стоит остановиться:

  • За солнцем улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна – поэт сравнивает луну со старухой, немощной и одинокой;
  • Улица муку молча перла.

Крик торчком стоял из глотки.

Топорщились, застряв поперёк горла,

Пухлые taxi и костлявые пролётки.

Грудь испешеходили.

Чахотки площе. — это стихотворение описывает сравнение, где улица уподобляется больному человеку;

моей души изъезженной

шаги помешанных

вьют жёстких фраз пяты. — в этом же стихотворении, наоборот — сам человек уподобляется улице.

  • Млечный путь перекинув виселицей, возьми и вздёрни меня, преступника. — невероятное предложение, в котором чётко описано значение, того, как видит звёздное небо писатель, а именно — сравнение млечного пути с верёвкой для виселицы, где должен быть повешен автор.

О метафоре, как о литературном тропе мы узнаём ещё с учений Аристотеля, который считал, что она должна быть максимально приближена к истине и олицетворять неоспоримое сходство с предметом. Философ древности был уверен в том, что искусство, в том числе и литература, должно максимально передавать реализм окружающей жизни творца, в этом его суть и значение.

Но, со временем мнения о свойстве и функциях сравнения заметно поменялись и во время эпохи футуризма, о котором было немного сказано выше, творцы пришли к мнению о том, что это сложное сравнение нужно использовать чтобы заставлять читателя задуматься над тем, почему автор хотел сказать именно так и в чём он увидел сравнение.

В общем — метафора, это описание мировоззрения самого писателя, тропа, суть которой — передать образы, роящиеся в голове у пишущего, и дать читателю возможность максимально чётко представить себе точку зрения автора.

Структура и принципы метафоры

Метафора сама по себе является многогранным и сложным понятием, в котором все не так легко разложить по полочкам, как может показаться, на первый взгляд, но у всех есть право на шанс, поэтому попробуем и мы.

Составляющие построения метафоры

Такое многогранное сравнение, отображающее всю суть внутреннего мира автора и его видения жизни, не может быть не структурировано, согласно хоть каким-то догмам и законом литературной лексики. Итак, рассмотрим смысловые элементы, которые представляются частицами единого цельного полотна — метафоры.

Читайте также:  Тайм-менеджмент для копирайтеров - всё о копирайтинге

Рассмотрим составляющие на примере такой метафоры: «она увядала, теряя свой шарм».

  • Предмет сравнения — то, что автор сравнивает в своем произведении. К примеру, в представленной метафоре предметом сравнения является девушка, которая теряет своё обаяние, подобно цветку;
  • Образ сравнения — тот самый предмет либо явление, с которым сравнивают предмет сравнения. В вышеприведённом предложении образом является цветок, и именно с ним сравнивается изнемогающая девушка;
  • Признак сравнения — свойство, внутреннее либо внешнее, на основе которого проводится аналогия. В примере признаком сравнения является красота, общая как для девушки, так и для цветка.

Виды метафоры

Различают два основных вида метафор — сухая и развёрнутая. Различия между ними очевидны и сразу бросаются в глаза, поэтому вопроса, как найти метафору, возникать не должно, даже у неопытных читателей.

Сухая метафора — сравнение, зачастую, уже накрепко вошедшее в обиход, которое иногда бывает сложно заметить в разговоре, к примеру:

  • Глазное яблоко — метафора значение которой, очевидно, а сравнение находится в слове яблоко, благодаря схожести форм;
  • Ножка шкафа — ножка, это сравнение, употребляемое благодаря тому, что это опора, так же как и человеческие нижние конечности, хотя мебель явно не может на ней двигаться;
  • Золотые слова — естественно, слова не сделаны из драгоценного камня, но проведена такая параллель, благодаря большой ценности произнесённого;
  • Горящая листва — на самом деле листва не пылает, просто её цвет очень напоминает костёр, кстати, пора «горящей листвы» это любимая пора Пушкина, также одного из поклонников использования ярких метафор в своих стихах.

Развёрнутой метафорой зачастую пользуются люди литературы. Такое сравнение может длиться на протяжении строчки, предложения, абзаца, страницы или книги.

Итак, можно сделать вывод, что наш язык богат и разнообразен. Более того, он обширен и велик. Огромное количество писателей, поэтов и философов не одно столетие доказывают эти простые истины.

От великого ума Аристотеля и до Пушкина, Лермонтова, Толстого и, в конце концов, Маяковского и Высоцкого. Все они говорили о прелестях родного разговора. А нам нужно запомнить только то, что словом можно как убить, так и исцелить.

Владейте родной речью и находите прекрасное в обыденном, удачи.

Источник: https://obrazovanie.guru/kultura/metafora-i-eyo-primery-v-russkom-yazyke-iskusstvo-stiha.html

Как использовать фигуры речи (тропы) в текстах: метафору, метанимию, синекдоху, сравнение, олицетворение, литоту, гиперболу. (Часть 1)

Привет.

Этот текст я задумывал давно. Хочу, чтобы как можно больше людей использовали фигуры речи в своих текстах.

Мы научены тысячами льющихся слов из экранов телевизора, на первых полосах газет — но всё это шаблоны, избитые и привычные, над которыми мы уже не задумываемся. И потому привычный текст — это мертвые куски вырванных с мясом стереотипов, которые мы пытаемся соединить.
Чтобы писать более интересно — нужно научиться использовать тропы.

Я продолжаю писать о том, как выработать свой стиль. Этот навык больше подойдет для создания публицистических текстов, для экспертных статей.

Продающие тексты — редко, потому что вы не сможете сказать метафорически «после этого тренинга вы будете петь как соловей или «запоете соловьем». Не всякая целевая аудитория положительно воспримет такой оборот.

Но если вы работаете со словом, то вам обязательно нужно знать все фигуры речи и максимально четко их использовать

Иногда бывает пишешь — и ощущение торжества и совершенства внутри. Словно ты в подобном месте, как фото ниже или выше. Чаще всего это происходит, когда ты подобрал удачные слова и фигуры речи. Вот о них и хочу поговорить сегодня.

Что такое тропы и фигуры речи?

Троп, если коротко — это украшение текста. На сегодня есть 3 основных тропа, а все остальные производные: метафора, метонимия и синекдоха.

Метафора — перенесение смысла с одного предмета на другой.

Метонимия — метонимия основана на замене слов «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель класса вместо всего класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот и т. п.)
Синекдоха — троп, стилистический приём, состоящий в том, что название общего переносится на частное («Вся школа высыпала на улицу»; «Россия проиграла Уэльсу: 0-3»)

Тем не менее, чаще всего мы используем метафору и ее производные: — сравнение — гиперболу — литоту

— олицетворение

Миллионы людей пишут сегодня, но как же плохо мы используем богатство языка.

Если коротко, что дает использование разных фигур речи:

1. Ваш текст легко и интересно читать

2. Ваши мысли насыщенны, как пища, богатая минералами и витаминами.

3. Ясность понимания. Ваши тексты читатель легко понимает и они запоминаются.

А теперь конкретно по каждому тропу. Поехали:

Что такое метафора и как её использовать?

Метафора буквально переводится как «перенесение».  (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение»)

Благодаря метафоре текст становится живым и сочным.

Метафора — это сравнение по характеристике. Например, по цвету (Луна — сыр в небе), по качеству вкуса, по схожести чувств

Белеет парус одинокий. (парус одинокий и человек один — тоже одинок)

Применение метафоры в копирайтинге

К примеру мы будем продавать курс для HR директоров
«Хотите иметь вагон свободного времени, чтобы развивать себя и свой бизнес. Тогда…». В этом примере «Вагон свободного времени» — это метафора.

Вот еще примеры:

  • Верный помощник, добрый пес
  • Хоровод клиентов
  • Рой музыкантов

Но в отличие от художественных текстов, в бизнес текстах такие варианты будут работать хуже, так как здесь не ценится красота слога. И это скорее похоже на насмешку.

Сравнение

Эта фигура речи чаще других используется именно в копирайтинге.

Сравне́ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

С помощью сравнения в литературе автор раскрывает образ героя более ярко и полно. Читаем у классика русской литературы А.С. Пушкина:

Сравнения широко  применяются в описании природы:

Метонимия

Метонимия — литературный троп, основанный на сопредельных, смежных, близких, легко понимаемых связях предметов и явлений.

Весь город спал (город замещает жителей) Это был счастливый день (день замещает чувства во время суток)

Мы поехали туда на извозчике (извозчик замещает транспортное ср-во)

Синекдоха

Синекдоха — это художественный троп, который создается переносом наименования предмета с его части на целое и наоборот.

Все флаги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин) В данном контексте под флагами (часть) подразумеваются страны (целое), которые будут устанавливать связи с Россией. Читаем у Н.В. Гоголя в романе Мёртвые души: «— Эй, борода!  А как проехать отсюда к Плюшкину?»

Писатель назвал мужика бородой по одному характерному признаку в его внешности. И перед читателем возник зримый образ этого человека с густой бородой.  Это и есть художественный троп — синекдоха.

В сказке Шарля Перро маленькая девочка названа Красной Шапочкой из-за одного, выделяющегося в ее наряде головного убора — красной шапочки, которую ей подарила мама на день рождения.

  • Прежняя рыжая голова с бакенбардами снова показалась из-за двери, поглядела и вошла в контору вместе со своим довольно некрасивым туловищем. (И.С. Тургенев)
  • Только стесанный затылок, шумно вздохнув, прошептал. (А.М. Горький)
    Синекдоха может возникнуть, когда употребляется единственное число существительного в качестве множественного.
  • И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)
  • Швед, русский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)

Гипербола

Гипербола — это преувеличение (например: море слез, быстрый, как молния, мы не виделись уже сто лет, я уже сотый раз говорю, и т. д. )
реки крови, вечно опаздываете,  горы трупов, сто лет не виделись, напугать до смерти,  сто раз говорила, миллион извинений, море поспевшей пшеницы, целую вечность жду, весь день простояла, хоть залейся, дом за тысячу километров, постоянно опаздывает.

И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам) Во сне дворник сделался тяжелым, как комод. (И.Ильф и Е. Петров) Быть может, качеств ваших тьму, любуясь ими, вы придали ему; не грешен он ни в чём, вы во сто раз грешнее. (А.С. Грибоедов) Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В. Гоголь) Порядочный человек от вас за тридевять земель убежать готов. (Ф.Достоевский)

Миллион терзаний (А.С. Грибоедов «Горе от ума»).

Литота

Литота — это обратное от гиперболы. Это преуменьшение.

В художественных произведениях часто встречается литота. Примеры из литературы весьма разнообразны. Гоголь – один из любителей этого стилистического приёма. В основном, литота используется автором в ироническом контексте. Так, в повести «Невский проспект» писатель использует литоту следующим образом: «…талии, никак не толще бутылочной шейки…»

Литота в литературе – это художественный приём, который используется и в стихах, и в художественных произведениях самых разных авторов. Она применяется и для детального описания характера героя, и для ироничного отношения к ситуации, и для красоты выражения чувств.

Например, литота встречается в стихах Маяковского: «Откуда большая у тела такого: должно быть, маленький,

смирный любёночек.»

Встречается литота и в стихах Пушкина: «Не дорого ценю я громкие права,

От коих не одна кружится голова.»

В знаменитом «Евгении Онегине» без этого стилистического приёма тоже не обошлось: «Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив. Шалун уж заморозил пальчик.

Ему и больно и смешно….»

Олицетворение

Олицетворение — это перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия. лес проснулся (сравните: ребенок проснулся), камыш шепчет (девушка шепчет),

темнота подкралась (разведчик подкрался).

Метод, как работать с фигурами речи

Самое важное — это придумать 10 вариантов.

Возьмите лист бумаги и напишите необходимый текст, а потом начните придумывать минимум 10 фигур речи.

Задание. Поработайте с выражением «Белый как…»

Только не пишите «Белый, как снег». Обещаю, к 10-му варианту у вас появятся свежие идеи.

Используйте фигуры речи и обогащайте ваши тексты

Знание основных тропов помогает, скорее, разобраться лучше в том, как мыслить, чтобы обогатить текст. Именно направление мысли часто нужно, а не сами идеи. Каждый, я уверен, может писать интересно, для этого нужна только сосредоточенная работа над вашим текстом.

Интересных вам текстов.

Автор текста Владимир Багненко

Коротко обо мне: Предприниматель, интернет-маркетолог, коммерческий писатель, христианин. Автор двух блогов (о текстах и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово”.

Осознанно пишу с 2001 года, в газетной журналистике с 2007, зарабатываю исключительно текстами с 2013-го года. Люблю писать и делиться тем, что помогает мне на тренингах. С 2017 года стал отцом.

Заказать тренинг или тексты вы можете по почте v@bagnenko.name или написав в личку в удобной вам соцсети.

Источник: http://bagnenko.name/blog/writing-skills/skill-13-how-to-use-speech-figures-trails-in-texts-metaphor-methanimia-synecdoche-comparison-personification-litotu-hyperbole-part-1

Ссылка на основную публикацию